Большое интервью с директором Пензенской картинной галереи имени Савицкого. Кирилл Застрожный рассказал о годе пиара, новом формате работы в период пандемии и предстоящем юбилее.

Как картинная галерея пережила период пандемии?

Пандемия коронавируса в буквальном смысле поделила историю, в том числе и картинной галереи, на «до» и «после». Если говорить о периоде «до», то 2019-й год был одним из наиболее удачных. Нас занесли в Галерею почета и Славы Пензенской области как лучшее государственное учреждение культуры и искусств.

У нас как никогда были высокие показатели по всем видам работы: свыше 300 тысяч посещений, заработали более 6 миллионов рублей, появилась масса интересных проектов, выставок, многое удалось сделать по укреплению материальной базы. Все было хорошо, и вот настал 2020-й год. Мы намечали следующую ступень. Начали его очень резво, но март все, конечно, обрубил. Несколько месяцев мы были совсем закрыты для посещений, но коллектив продолжал работать.

Что спасало в этот период?

В это время помогал коллектив картинной галереи, который показал хорошую работоспособность в такой экстремальный период. Растерянности не наблюдалось. Были те, кто ушел на самоизоляцию (в первую очередь категория 65+). За все время пандемии коронавирусом заразились 15 человек – это чуть более 10 процентов от общего числа сотрудников (77 человек).

Определенное уныние наступало. Мы приходили на работу, посетителей нет. Понимали, что и завтра-послезавтра их тоже не будет. Вот тут проявилось творчество. Началась реэкспозиция постоянных выставок: русского и западноевропейского искусства. Сменялись картины, которые были представлены там на протяжении долгих десятилетий. 

Какие новые идеи удалось воплотить?

Решили сделать экспозицию русской иконы, чего у нас не было раньше. Я давно об этом думал. В Зеленом зале разместили около 40 икон 17-19 веков. Они не выставлялись более 20 лет, а это неправильно. Русская живопись должна начинаться именно оттуда - со школ Рублева, Феофана Грека - и дальше переходить в 18-й век – в русскую художественную школу.

Так как посетителей не было, могли заниматься этим не торопясь. Наш реставратор Ольга Карасева провела большую работу, так как многие картины из запасников пришлось привести в экспозиционный вид. Четыре иконы были отреставрированы в Москве, в научно-реставрационном центре Грабаря,  деньги выделял губернатор.

Раз иконы повесили, значит, пришлось менять и другие работы в разделе русского искусства. Если сделали реэкспозицию в русском разделе, то появились планы сделать ее в разделе зарубежного.  Наравне с французским, итальянским, голландским искусством появился раздел немецкого искусства.

Сколько всего работ заменили за это время?

Всего около 100 работ заменили. Шла большая, незаметная для зрителя работа. И когда наконец стали разрешены одиночные экскурсии (после 20 июня), мы гордо встречали гостей.

Как и когда решили перейти на формат онлайн-работы?

В самое сложное время, с марта по июнь, решили делать онлайн-выставки, проекты. Записали несколько 45-минутных видеоэкскурсий, которые разместили на портале «Культура.рф». Их смогли увидеть как коллеги из России и из-за рубежа, так и представители общественности.

Время пандемии, судя по страницам галереи в соцсетях, стало активным временем пиара?

Мы всегда стремились вести активную информационную политику в освещении нашей деятельности. Скорее, не пиар, а креатив работы ставлю во главе угла с первых дней, как я пришел сюда, а в апреле будет уже шесть лет. Мы обновили сайт, вошли во все социальные сети, сотрудничаем с интернет-порталами, телевидение к нам приезжает два-три раза в неделю. Мы были активны, но этого оказалось мало в период, когда нет посетителей.

Поняли, что нужно переходить в виртуальный мир – делать экскурсии, мастер-классы, выходить на порталы «Культура.рф» и «Артефакт», где разместили 40 работ из основной экспозиции. Зайдя туда, можно пройти и прослушать экскурсию по Пензенской картинной галерее в формате 3D. Сейчас готовим столько же работ из коллекции Никольского музея стекла и хрусталя. В 3,5 – 4 раза увеличилось количество виртуальных экскурсий в соцсетях, на сайте, в Ютубе, фильмы стали сниматься регулярно.

Это сработало? Внимание интернет-пользователей удалось привлечь?

Внимание виртуальной аудитории к Картинной галерее было довольно большое. Мы были достаточно узнаваемы, интересны в это время. В результате, когда настала пора одиночных посещений по предварительной записи, народ сразу к нам пошел. Конечно, не в таком объеме, как в 2019-м году. Конечно, денег заработано было меньше. Многие планы не удалось реализовать.

Наладилось только под конец года – с сентября и дальше по нарастающей. Мы снова стали неплохо зарабатывать, экскурсии были возобновлены. Планировали подтянуться к хорошим показателям, но тут накрыла вторая волна, снова пошли ограничения (до 10 человек и социальная дистанция). Никаких массовых мероприятий, значит, никаких открытых уроков, больших мастер-классов, квестов.

Какие проекты, появившиеся в период пандемии, решено продолжить?

И работа с порталами «Культура.рф», «Артефакт», и онлайн-выставки. Все будет продолжено. Уже снимаются экскурсии по авангарду, по русскому реалистическому искусству. У нас интереснейшие экскурсии по творчеству Савицкого, по выставке женского портрета, по «Темным аллеям».

Как оцениваете работу в прошлом году?

Прошлый год мы завершили, считаю, для тех условий, в которых мы работали, неплохо, хотя, конечно, несопоставимо с 2019 годом. У нас было около 200 тысяч посещений. Заработали чуть больше половины от уровня 2019 года – 3,5 миллиона рублей.

С одной стороны, я, как максималист, недоволен, считаю, что можно было бы добиться и более высоких результатов, но с другой стороны понимаю, что нужно было соблюдать все эти меры. Поэтому никаких претензий со стороны Роспотребнадзора к нам нет.

Какие установки были от Роспотребнадзора?

Группы не более десяти человек. Интервал не менее полутора метров. И масочный режим.

Как в Картинной галерее соблюдают меры безопасности?

Мы приобрели специальные бактерицидные лампы, они стоят на входе. Купили бесконтактные градусники, дезинфицирующие средства, маски. Провели большую работу с персоналом, чтобы не допускали людей без средств защиты.

Насколько успешно начался 2021-й год?

Этот год мы начали еще более резво, чем 2020-й. По состоянию на 19 февраля организовано 24 выставки: 11 – онлайн, 13 – «живых». Посетило нас уже 19,5 тысяч человек, заработали 450 тысяч рублей. По итогам года рассчитываем выйти, как минимум, на уровень прошлого года – 200 тысяч посещений. Надеюсь, их будет больше.

Сколько экскурсий уже успели провести?

За это время проведено 136 экскурсий, около 35 различных мероприятий (для групп не более 10 человек). Выставки достаточно масштабные, необычные, яркие. В следующем году исполнится 130 лет со дня образования нашей галереи. Несмотря на то, что 2021-й – это только предъюбилейный год, нам предстоит  много работы.

В январе начало работу «I триеннале декоративного искусства» (выставочное пространство – прим. ред.).  В экспозиции представлено свыше 100 экспонатов, созданных авторами из Самары, Саранска, Пензы. Очень мощная и необычная выставка. Это и батик, и гобелен, и бронза, и различные инсталляции, художественное стекло – все, чем богато декоративно-прикладное искусство.

Какие выставки были представлены впервые?

Наряду с уже упомянутой первой выставкой «Триеннале декоративного искусства», в Губернаторском доме открылась персональная выставка выпускника Пензенского художественного училища Мирослава Колотилина «От простого к сложному». Это очень талантливый молодой человек, который пишет и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Очень хорошая выставка, несомненно,  одаренного и перспективного художника.

До середины марта работает первая персональная выставка Заслуженного учителя РФ, члена Союза художников РФ  Бориса Борисова. Он многие годы преподавал в Пензенском художественном училище, но ни разу не выставлялся в Картинной галерее. Вот такой он был скромный, всегда считал, что нужно еще и еще готовиться. И на свое 60-летие собирался, но говорил, что еще не созрел. Ушел из жизни, так и не имея персональной выставки.

Впервые в Пензе экспонировалась выставка мэтра советского реалистического искусства Аркадия Пластова. Это была первая обменная выставка с ульяновским музеем. Мы им отправляли работы И. Горюшкина-Сорокопудова, выставка получила большой успех, ее даже просили продлить на две недели.

Какие выставки планируются в ближайшем будущем?

Ушедший из жизни в ноябре прошлого года художник-маринист Александр Заикин завещал нам восемь работ. Еще четыре работы у нас хранятся. Уже двенадцать получается. Плюс Союз художников выделяет, и вдова привезет. Получится порядка 40 работ. 23 февраля – день рождения художника. А 26 февраля откроется выставка памяти Александра Заикина.

Расскажите про новое арт-пространство на Куйбышева,3…

В 2020-м году стало активно работать наше новое арт-пространство на Куйбышева,3 (Дом Бадигина). В будущем планируем открыть там еще один филиал Картинной галереи. Сейчас филиалами являются Губернаторский дом, Музей одной картины и Никольский музей стекла и хрусталя. Рабочее название будущего филиала – центр современного искусства. Может, имя ему какое-нибудь придумаем: «Татлин» или «Лентулов».

Почему арт-пространство еще не стало официальным филиалом картинной галереи?

Это очень сложно. Необходимо будет передать некоторые работы из фондов Картинной галереи. Там нужен штат: смотрители, экскурсоводы, хранители, научные сотрудники, персонал по обслуживанию здания. Мы сейчас его содержим, но пока минимальным составом. Это достаточно финансово емкий вопрос. На это нужен ни один миллион рублей. Сейчас ситуация для этого не очень благоприятная.

Поэтому пока в режиме арт-пространства, где фактически один человек работает,  очень творческий и активный человек Алла Вазерова.  Все остальные вопросы решает общественное самоуправление. Ребята сами расписали на цокольном этаже стены граффити, сами делали постоянные инсталляции.

Мы отдаем это арт-пространство для творчества  молодых. Не все из представляемого там мне понятно и близко, но это интересно. Тем самым туда притягиваются ребята – проводят концерты и встречи. Так и подразумевалось. Арт-пространство не должно быть официальным центром.

Какие выставки, авторы там экспонируются?

Там представлено творчество молодых художников совершенно необычных направлений. К примеру, фотовыставка Сергея Майорова «Он был чистого слова слуга». Он снимал работы скульптора по дереву Игоря Землякова, которые посвящены памяти Владимира Высоцкого. Собирались барды, они пели, общались. Атмосфера современная, неформальная. Я прихожу туда в качестве гостя. Если в галерее я сам веду открытия, как режиссер, то там стараюсь быть обычным заинтересованным зрителем и ни в чем не сдерживать инициативу нашей молодежи.

Открыта была выставка студентов преподавателя, художника и дизайнера Сергея Чередова, которые представили в своих работах дизайн окружающей среды. Они показали видение Пензы и городского устройства своими глазами.

10 февраля открылась выставка «Вкус города». Студенты и выпускники Пензенского университета архитектуры и строительства и автомобильно-дорожного колледжа представили свое видение темы города в искусстве.

Сейчас довольны результатами?

По состоянию на сегодняшний день я доволен показателями, которые есть. Но понимаю, что мы должны двигаться все выше и выше. Чем больше мы привлечем к нам новых людей, тем лучше. А вот здесь уже наша задача, чтобы каждый посетитель нашел свою картину, и каждая картина нашла своего посетителя. И людям захотелось возвращаться с друзьями, родными... Так появляются постоянные посетители, пусть даже это будет 30 процентов от общего числа пришедших.

Этому во многом способствуют постоянно сменяющие друг друга экспозиции?

Да. Вот фотовыставка Русского географического общества «Из России с любовью!», к примеру, была незапланированной. Она должна была отправиться в Узбекистан. Красивые фотографии просто лежали. Пришлось менять расписание, а у нас до конца февраля еще несколько выставок состоится…

Наши экспозиционеры выполняют огромный объем работы, который не виден, да он и не должен быть виден. Мы не можем себе позволить делать, как раньше, когда большие выставки открывались раз в месяц-два. Собирался народ, на следующий день еще, потом постепенно число посетителей сокращалось, через неделю, через две недели почти никого не было. Все ждали завершения этой выставки и открытия новой. Тогда и получалось около 100 тысяч посещений в год.

Не выбиваются ли фотовыставки из общей концепции учреждения?

Я считаю, что галерея и ее филиалы не должны замыкаться на демонстрации только картин, скульптур, работ декоративно-прикладного творчества. Это центр художественного искусства и творчества, в самых различных его проявлениях.

Вы сказали, что в апреле будет шесть лет, как вы руководите картинной галереей. Какие основные заслуги можете назвать?

Я не знаю, мои ли это заслуги, но с 2015-го по 2021-й год во многом изменился уровень привлечения внимания к нашей коллекции самых разных категорий населения. Мы совершенно по-другому громче и увереннее заявили о себе в музейном мире. Картинная галерея была и есть заповедником русской реалистической художественной школы. Блестящая коллекция, экскурсоводы, исторические здания, в которых мы расположены.

Было какое-то «но»?

Два минуса. Первый – серьезные проблемы с материально-технической базой: текла крыша в 30 местах, с отоплением были вопросы, необходимой подсветки в залах не было…

Не все получалось у предыдущего руководства в решении хозяйственных вопросов, а это было необходимо. Если сейчас посмотреть экспозицию, то уже в половине залов у нас есть подсветка, каждая картина заговорила по-другому. И спонсоры помогли, и губернатор деньги выделял. К концу года планируем все залы оснастить.  Крышу частично починили, башню снаружи отремонтировали, зажглись фонари на входе, подсветку фасадов смонтировали.  Постепенно возрождается атмосфера старинных зданий.

Второй момент. Мы совершили рывок и стали одним из передовых музеев Пензенской области в плане пиара и креатива своей деятельности. Только у меня в «Твиттере» более семи тысяч читателей, что для Пензы достаточно много. Через соцсети о картинной галерее узнает большое количество людей. Друзья постоянно пишут: «Теперь, если приедем в Пензу, обязательно заглянем к вам в галерею».

Не забываем о постоянных посетителях, но также важно, чтобы приходили новые люди, которые даже не слышали об учреждении. До сих пор воспринимаю как личное оскорбление, когда говорят: «А что в Пензе разве есть картинная галерея?».

Такие люди действительно есть?

Да, от этого никуда не денешься. Поэтому, чем больше людей узнает про сокровище нашей коллекции, тем больше посетителей придет. Значит, больше влюбятся в нашу экспозицию, а чем больше влюбятся, тем больше у нас появится новых друзей. У нас есть что показать, весь вопрос в том, чтобы донести это до людей.

Какой проект на вашей памяти был наиболее масштабным?

Затруднюсь, чтобы выделить что-то одно. Но у нас был цикл мероприятий к юбилею К.А. Савицкого: выставка, вечер, театрализованное представление, ожившие картины… В 2017-м году праздновали 125-летие картинной галереи с большим количеством гостей и мероприятий.

Есть ли у вас любимые проекты?

Я провожу ночные экскурсии по галерее с фонариком. Пока их приостановили, станет теплее, возобновим, покажем новую экспозицию.

«Встреча с одной картиной» - проект, созданный по следам выставок в Музее одной картины. Это и «Портрет В. Римской-Корсаковой», и «Княжна Тараканова», и «Портрет священника Г. Петрова».

Как давно существует проект?

Он возник еще в 2016-м году, сразу после экспозиции «Портрета В. Римской-Корсаковой» в Музее одной картины. Полотно вернулось на свое место в галерее, но оно туда совсем «не легло». Ему стало тесно среди других картин. Оно уже привыкло быть одним, солировать, поэтому его пришлось разместить на стену напротив и дополнительно подсветить.

Кто-то начал писать: «А мы не успели посмотреть ее в Музее одной картины, родные ходили, им понравилось. А ко мне гости приехали, я хотел их сводить, а вы уже убрали. Как же так?». И тогда я придумал проект «Встреча с одной картиной». Теперь в выходные собираем группы, знакомим с работами, показываем снятые по ним фильмы.

Есть еще что-то из любимых проектов?

Ближе всего проект «Вернисаж дебютантов». Я придумал его в первый же год работы, когда увидел, что приходят молодые художники и говорят: «Мы еще не члены Союза художников, а у вас выставляются только заслуженные, метры, лет в 50, 60, 70, 80».

Я начал узнавать, а ребята уже известные, талантливые, а персональных выставок у них не было. В Губернаторском доме стали экспонировать их работы.

Более десяти из них за эти несколько лет стали членами Союза художников. Всего прошло порядка сорока авторов, в том числе из других областей. Губернатор поддерживает, говорит: «Правильно, давайте дорогу молодежи». Проект живет, он востребован. Считаю, что правильно решил в свое время.

Благодаря этому, как раз, появляется более молодая аудитория?

Конечно, в том числе за счет подобных выставок. Аудитория меняется, несколько омолаживается. Раньше было несколько сотен постоянных посетителей, в основном, организованные группы школьников. Отсюда эти 100 тысяч человек и набирались. Сейчас таких меньше, все должны не по долгу службы или учебы приходить, а по зову сердца и души.

Как «притягиваете» посетителей?

Чтобы их «притягивать», нужно организовывать как можно больше событий. К примеру, у нас работает «Школа радости», в которой занимаются более 500 детей от 4 до 12-13 лет.

Это коммерческий проект?

Нет. Проект «Школа радости» задумывался не так. Мы никаких денег за занятия не берем. Приходят родители с детьми, покупают входные билеты. Малыши приносят с собой краски, кисти, с ними раз в неделю занимаются наши педагоги.

Это просветительский проект. Но, тем не менее, таким образом к нам каждые выходные приходит по несколько сотен человек. Сейчас это ощутимо, но самое главное, что 500 ребятишек развивают свои творческие способности. И не просто в классах художественной школы или школы искусств, а среди самих шедевров.

Они копируют картины, для них проводят экскурсии, мастер-классы, квесты, игры. Их родители в свое время были лишены такой возможности. Когда они росли, были вопросы о том, как их накормить, одеть, обуть, и никуда детей не водили. А сейчас спрос на школы искусств огромный.  Мамы порой сидят,  вместе с ребятами творят, рисуют, лепят, и папы активно помогают.

Я прихожу в выходные дни и не нарадуюсь, потому что здесь происходит торжество творческого процесса.

Соответственно, если дети и родители приходят в «Школу радости» по входному билету, то они не просто рисуют, но и просвещаются?

Их встречает педагог, каждое занятие разная тема. Например, сегодня они рисуют лес, значит, идут и смотрят картины Шишкина. Рисуют море, знакомятся с творчеством Айвазовского… Уходят домой со своими работами, дома бабушкам, дедушкам, всем родным показывают – вся семья в восторге. Это и есть неповторимая атмосфера «Школы радости».

А какие коммерческие проекты реализуются?

Скоро приедет выставка европейской гравюры. Это коммерческий проект, на который будут продаваться билеты. Я заинтересован в доходах не ради доходов, а ради того, чтобы иметь средства, которые пойдут на нужды галереи.

Тем самым, можно сказать, что пиар деятельности продолжается?

Он будет нарастающим. Каждую неделю к нам приезжают два-три телеканала, мы сотрудничаем с интернет-порталами. Я понимаю, что без этого сейчас нельзя. Думаю, как рассказать о нашей работе интересно, необычно, а не просто цифрами сыпать. Это уже молодежи неинтересно. Ну посетило вас 200 тысяч, а это хорошо или плохо? Нужно обосновать.

В следующем году у картинной галереи юбилей. Что-то уже запланировали интересное и необычное?

Уже создали творческую группу, чтобы определить концепцию. Условное название тематики - «130 шагов в мир прекрасного» в честь 130-летия Картинной галереи. Она является одной из старейших. Государственная Третьяковская галерея создана в 1856 году, а Пензенская картинная галерея – в 1892 году. Наша коллекция одна из богатейших – более 30 тысяч экспонатов. Из провинциальных музеев мы входим в десятку самых богатых.

К юбилею снимем фильм или даже несколько, организуем экскурсии, рассказывающие про Н. Селиверстова и К. Савицкого. Это не будут привычные торжества, которые проходят с пятницы по воскресенье. Они будут проводиться с начала следующего года. Кульминацию событий планируем на апрель, хотя картинная галерея была основана 1 января.

Думаю, что первый квартал следующего года будут идти по нарастающей какие-то яркие события: акции, презентации, каталоги, открытки, выставки и онлайн-выставки, экскурсии, мастер-классы, театрализованные действа. Подумаем, как сделать это интересно и необычно.

Впереди много работы, будем продолжать развиваться, привлекать внимание постоянных и новых посетителей, влюблять жителей и гостей города в искусство и стараться делать картинную галерею еще более доступной, привлекательной  и интересной для разных слоев населения.

Читайте еще одно интервью с директором Пензенской картинной галереи имени Савицкого. Кирилл Застрожный рассказал о деятельности уникального учреждения культуры – Музея одной картины. Сейчас там представлено полотно Ивана Айвазовского «Приморский город. Вид Ялты».