18 апреля 2024, ЧТ, 13:03
2 декабря 2019 Культура

«Секретные краски Айвазовского» - юбилейный проект уникального музея Пензы

Автор:Шулемятьева Татьяна
фото:Пенза-Взгляд

О новой выставке с журналистом портала «Пенза-Взгляд» поговорил директор Картинной галереи имени Савицкого Кирилл Застрожный (12+).

29 ноября состоялась премьера юбилейного проекта Музея одной картины «Секретные краски Айвазовского». Специально для этого был снят одноименный фильм, рассказывающий о жизни и творчестве известного во всем мире художника. Этот проект, как и четыре его предшественника, подготовлен картинной галереей совместно с творческим коллективом, в который входит автор фильма, режиссер Лариса Трушина, ее дочь Капитолина Трушина, являющаяся профессиональным оператором, а также ведущие актеры драмтеатра.

Спустя год «Портрет священника Г.С. Петрова» кисти Ильи Репина сменило полотно Ивана Айвазовского «Приморский город. Вид Ялты». Подробнее о новой выставке в Музее одной картины порталу «Пенза-Взгляд» рассказал директор Картинной галереи имени Савицкого Кирилл Застрожный. 

О проекте и музее

«Секретные краски Айвазовского» - пятый по счету проект Музея одной картины, посвященный одному из шедевров Картинной галереи имени Савицкого. В 2015 году посетители могли познакомиться с «Портретом В.Д. Римской-Корсаковой» Франца Винтерхальтера, в 2016 году – с «Княжной Таракановой» Константина Флавицкого, в 2017 году – с картиной «Девочки-сестры» Ивана Макарова, а в 2018 году – с «Портретом священника Г.С. Петрова» Ильи Репина.

Опыт четырех предыдущих работ и фильмов показывает нарастающий интерес к Музею одной картины, которому насчитывается уже более 35 лет. «В свое время это был один из культурных брендов Пензенской области. Сегодня он до сих пор является единственным в своем роде», - рассказывает Кирилл Застрожный.

Музей одной картины даже оказался на третьем месте рейтинга журнала «Forbes» среди самых интересных музеев, посвященных одной вещи. В список наряду с пензенским учреждением культуры вошли музей Туринской плащаницы в Италии, музей Колокола Свободы в США и другие. В 2000-х годах интерес к музею несколько упал. Это произошло по двум причинам. Первая – не было возможности экспонировать картины из «Эрмитажа», Русского музея и Третьяковской галереи, так как это стоило очень дорого – нужно оплачивать страховку и перевоз. Выставка могла не окупиться.

«Это нас вынудило, когда я пришел сюда работать в апреле 2015 года, искать новые формы работы, чтобы восстановить музей, а то уже стали вестись разговоры о том, чтобы здание отдать под какой-то другой музей», - пояснил собеседник портала. Вторая причина – формат. Раньше к выставляемым картинам делались слайд-фильмы, рассказывающие о художнике и самой работе. В свое время это было интересно, но с приходом новых технологий сошло на «нет». Как следствие, музей стало посещать меньше людей. Тогда было придумано снимать настоящие художественно-документальные фильмы.

На идею сразу же откликнулись ведущие актеры Пензенского областного драматического театра имени Луначарского. Удивительно, что при этом за съемки они не получают никаких гонораров – все на добровольных началах. На съемки первых трех фильмов и вовсе не было заложено никакого бюджета.  Работа над ними велась в Пензе, что не требовало особых затрат. Да и денег на съемки не было – картинная галерея не зарабатывала достаточно средств. К тому же, на первый план выходили более «прозаичные» нужды – к примеру, ремонт крыши в галерее.

Тем не менее, на протяжении пяти лет фильмы (стоимость каждого – порядка 200–300 тысяч рублей) продолжали делать. Постепенно расширялись горизонты – съемочная группа сначала выезжала в Ульяновскую область, в прошлом году – в Петербург, а в этом – в Крым.

О фильме

Фильм, который был представлен пензенцам в пятницу – это высокопрофессиональная работа, заявляет директор картинной галереи. «Каждый год мы поднимаемся с одной ступеньки на другую – все выше и выше. Сейчас мы достигли площадки достаточно высокого уровня», - отметил он. При подготовке каждого фильма творческому коллективу приходится искать «золотую середину». Он должен быть интересным для любой категории зрителей – и обывателю, и студенту-искусствоведу, и поклонникам Айвазовского, а также школьникам, которые, возможно, еще ничего не знают об авторе и художниках-маринистах.

Фильм «Секретные краски Айвазовского» посвящен жизни творца, его знаменитым картинам, их сюжетах, а также художникам, которые взаимодействовали с живописцем. Главную роль в фильме исполняет актер драмтеатра Евгений Панов. Роль первой жены Айвазовского Юлии Гревс играет Елена Павлова, а роль второй жены Анны Бурназян – Яна Дубровина. Ведущий фильма - Павел Тачков.

Работа над фильмом началась в августе, когда актеры вернулись из отпусков. Съемки активно шли последний летний месяц, в конце сентября – начале октября группа выезжала на родину Айвазовского – в Феодосию. В крымских эпизодах запечатлены дом художника, картинная галерея, которую он содержал, его могила, и, конечно, море, которое так любил рисовать Айвазовский. В Пензе съемки проходили в картинной галерее. Здесь был запечатлен завтрак художника, во время которого он называл блюда именами своих произведений, а в качестве подарка преподносил гостям небольшие картины.

В фильме прослеживается путь Ивана Айвазовского от его становления как художника до самой смерти. Живописец армянского происхождения (Ованнес Айвазян при рождении) был живописцем Главного морского штаба. Он прожил долгую жизнь – 82 года. В фильме отражены главные моменты его биографии: учеба в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, многочисленные поездки за границу, знакомство с известными людьми страны, брак с гувернанткой-англичанкой, которая позже забрала дочерей и уехала, и вторая женитьба на молодой вдове, которая была младше него на 40 лет.

Иван Айвазовский рисовал по памяти, так как считал, что морскую стихию невозможно описать сразу, это нужно прочувствовать. Художник написал более шести тысяч картин и был признан еще при жизни, что редкость. Современники считали, что у него нечеловеческий талант. В фильме отражено, как Айвазовский рисовал море, не имея синей краски. Ее он получал, смешивая красный, зеленый, коричневый и желтый цвета. Художники-маринисты считали, что он владеет алхимическим секретом.

Просмотр фильма во время посещения Музея одной картины подводит к созерцанию шедевра. Зритель уже готов оценить каждую деталь произведения, а потому при открытии занавеса мысленно говорит: «Ах!». Сама картина на это настраивает – морской пейзаж, написанный на берегу Ялты.

Все пять работ из коллекции картинной галереи перед выставкой проходят реставрацию. Нельзя допустить никаких погрешностей, потому что подсветка сразу их «выдаст». Предыдущую картину, представленную в музее, посмотрели более 20 000 человек. При том, что зал маленький – всего 35 мест. «За год это много. В общей сложности – это большой стадион. Это очень хороший результат. Я уверен, что Айвазовский соберет еще больше», - отметил Кирилл Застрожный.

Почему именно Айвазовский?

Знакомство с творчеством знаменитого художника началось для пензенцев в 2017 году, когда в картинной галерее к 200-летию Айвазовского была открыта выставка «Беспокойного моря душа…». На ней были представлены работы художников-маринистов Алексея Боголюбова, Александра Заикина и других. В центре экспозиции находились три картины Ивана Айвазовского из собрания музея – «Ночь», «Утро» и «Приморский город. Вид Ялты».

Директор картинной галереи признается, что уже тогда появились идеи о том, что ялтинская работа могла бы занять почетное место в Музее одной картины. Она наиболее мощная из всех, в ней есть отзвуки знаменитого «Девятого вала» Айвазовского.

«Приморский город. Вид Ялты» был выбран для экспозиции в Музее одной картины по двум причинам. Во-первых, предыдущие четыре проекта – это портреты. Во-вторых, новая картина должна кардинально отличаться от своих предшественников. «Что может быть лучше, чем море кисти Айвазовского?» - рассуждает Кирилл Застрожный. К тому же, имя художника должно быть «громким» и иметь отношение в Сурскому краю.

Имя Ивана Айвазовского связано с Пензой опосредованно. Здесь он никогда не был. Картина «Приморский город. Вид Ялты» находилась к коллекции Николая Селиверстова – пензенского губернатора, который завещал Пензе свое состояние и свою коллекцию картин на строительство художественного училища и создание музея. Эта и другие работы послужили основой для открытия в Пензе картинной галереи в 1892 году. 

О «Встрече с одной картиной»

«Портрет священника Г.С. Петрова» Ильи Репина после завершения выставки вернулся в картинную галерею. Увидеть его посетители смогут буквально через несколько дней, а пока произведение проходит «акклиматизацию».

Как оказалось, за год, что картина находится на выставке в Музее одной картины, не все успевают там побывать. Именно поэтому был придуман другой проект – «Встреча с одной картиной». Он проводится в картинной галерее один-два раза в неделю по заявкам.

«Картина у нас, фильм у нас. Ширма не открывается, но эффект от этого не уменьшается. Люди садятся в Зеленом зале, на плазме смотрят фильм, а после знакомятся с полотном, фотографируются», - рассказывает собеседник издания.

После того, как работа побывала в Музее одной картины, на своем привычном месте она смотрится иначе – привлекает больше внимания. Именно поэтому для «Девочек-сестер» и «Портрета В.Д. Корсаковой» была сделана дополнительная подсветка. Последнюю картину пришлось даже перевесить, так как ей было «тесно» среди небольших работ.

О планах на будущее

Возможно, уже через неделю на «Встрече с одной картиной» гостям покажут фильм «Непостижимый Репин». У тех, кто не успел познакомиться с «Портретом Г.С. Петрова» в Музее одной картины, появится возможность сделать это в главном корпусе картинной галереи.

Директор учреждения рассказывает, что работа над новым выставочным проектом для Музея одной картины начнется уже на этой неделе. «До этого были в основном портреты. Сейчас это морской пейзаж. Что будет в дальнейшем, будем думать. Коллекция галереи позволяет выбирать достойные работы – никому не нужно платить, не нужно никаких страховок, не нужно ничего перевозить. Мы реставрируем работу, привозим ее в нужный вид и представляем зрителю», - рассказывает Кирилл Застрожный.

Новая работа будет выбрана по нескольким критериям: это должно быть большое полотно, имя художника должно быть известным, а самое главное – будущий проект должен одновременно носить воспитательный, информационный и познавательный характер.

Другие новости Пензы читайте здесь.