Сегодня филиал Пензенской картинной галереи имени Савицкого – Музей одной картины – отмечает день рождения – 38 лет. Он был основан 12 февраля 1983 года.

Корреспондент портала побеседовал с директором Картинной галереи Кириллом Застрожным, который рассказал об успехах учреждения за последние годы.

Какое время было наиболее благоприятным для музея?

Музей одной картины так и остается единственным в мире. В хорошие годы, к примеру, в 2019-м году, его посетило более 20 тысяч человек. Заработал он порядка миллиона рублей. В 2020 году из-за пандемии, соответственно, меньше, так как не принимал посетителей более полугода.

Почему гости из других регионов и стран во время знакомства с городом чаще всего посещают именно Музей одной картины?

Он действительно отличается от других наших музеев тем, что его очень часто посещают представители зарубежья. По географии это Америка, Англия, Франция, Австралия, Израиль, Канада, Германия. Как-то посчитал, что за год в нем побывали представители около 30 стран, не считая наших «соседей» - Казахстана, Киргизии, Украины, а также жителей российских регионов.

Еще одна закономерность – самые восторженные отклики от музея мы слышим не от пензенцев. Привыкли уже, наверное. Хотя многие там даже ни разу не были.

А когда приезжают люди из других стран, которые были в Галерее Уффици, Лувре, римских музеях, и вдруг в Пензе, в маленьком городке, видят такой музей, они бывают потрясены. Представьте атмосферу: камерный зал, открывается ширма, перед зрителями предстает шедевр, а по нему еще и фильм снят…

Какая картина сейчас представлена в Музее?

С ноября 2019-го года там экспонируется полотно Ивана Айвазовского «Приморский город. Вид Ялты». Не удалось в прошлом году сменить, так как пандемия внесла свои коррективы в планы.

Насколько популярен музей среди других учреждений культуры региона?

В рейтинге пензенских государственных музеев по итогам 2020 года (за исключением «Тархан» - это федеральный музей) на первом месте по посещаемости и востребованности расположилась Картинная галерея, на втором – Музей одной картины, на третьем – Никольский музей стекла и хрусталя.

Это большой шаг для Музея одной картины, так как он отличается от других своей компактностью. Он рассчитан на 30 – 40 зрителей, там работают всего три сотрудника.

Музей одной картины сам по себе известен своей уникальностью. 2020-й год, несмотря на пандемию, стал для него настоящим годом пиара?

В какой-то степени да. О нем смогло узнать большое количество людей. Недавно нас (и Картинную галерею, и Музей одной картины) показывали по телеканалу ОТР в программе «Большая страна» - сюжет «Пенза – заповедник красавиц». Зрители смогли увидеть полотно Константина Флавицкого «Княжна Тараканова». Показывали красоту Сурского края через женщин региона. Только у меня в «Твиттере» больше 3 000 просмотров набрало видео. Мы опять прозвучали в масштабах страны.

Осенью там проходили съемки программы «Орел и решка». В Пензу совсем для других целей приезжал Тимур Родригез, который пусть мельком, но снял сюжет об учреждении. Как он сказал, с детства очень высоко ценит Музей одной картины.

То есть это была его инициатива?

Совершенно верно. Это было неожиданно. Директор позвонил буквально за несколько дней до его приезда. Просил не афишировать, но, тем не менее, народ какой-никакой узнал, поклонницы периодически появлялись. Это целая история.

Пусть через соцсети Тимура Родригеза, но про Музей одной картины узнали еще десятки и сотни тысяч людей, которые никогда бы о нем, возможно, и не услышали бы.

Высоко оценила музей и актриса Мария Кожевникова, которая приезжала в Пензу на новогодние праздники...

Да, она в своих соцсетях «пиарила» Музей одной картины. Потом я ей показывал Губернаторский дом. Очень вдумчивая девушка, с большим интересом слушала историю создания Губернаторского дома. Там же была настоящая любовная драма владельца, статского советника Аполлона Колокольцева и его жены, которая сбежала с полковником Драгунским.

Мария Кожевникова была в восторге! Я считаю, что разумный пиар (не пиар ради пиара), показывающий уникальность музея, очень важен.

Всегда ли дает эффект подобный пиар?

Кто-то придет, ему что-то понравится. Вам приглянулся зал авангарда, мне наоборот русская реалистическая школа. Я посмотрел зал авангарда, не понял, ушел, но я пришел сюда.

Все равно я что-то здесь увидел, какая-то картина меня зацепила. Как на фотовыставке «Из России с любовью!» в Губернаторском доме, например. Мимо каких-то, внешне ярких фотографий, проходишь, а где-то останавливаешься. Взгляд цепляют медведь, который на тебя, обернувшись, смотрит; подмигивающий лисенок; бык, который высунул язык…

Какое, по вашему мнению, самое большое достижение музея за последние годы?

Мы начали снимать фильмы ко всем полотнам, которые экспонируются в Музее одной картины. Первый фильм был про Варвару Римскую-Корсакову («Портрет В. Римской-Корсаковой», Ф.К. Винтерхальтер). Он еще был с шероховатостями, не все было понятно. Спасибо нашему актеру драмтеатра Павлу Тачкову и его коллегам, которые нам помогли, подсказали.

Художественно-документальные фильмы производят большой эффект на зрителей. Они сильно отличаются от слайд-фильмов, которые были раньше. Для съемок фильма про И. Репина («Портрет священника Г. Петрова») уже выезжали на Балтийское море, про Айвазовского («Приморский город. Вид Ялты» – в Феодосию. Музей стал цениться еще больше, меня наполняло чувство гордости.

Какое полотно и когда будет представлено в Музее одной картины после произведения Айвазовского?

В этом году, возможно, «Приморский город. Вид Ялты» сменит полотно «Тишина» И. Левитана. На картине изображена Волга в июле, любимый город автора – Плес (Ивановская область).

Предварительно получено согласие Русского музея (Санкт-Петербург), где хранится картина. Обычно смена полотен происходит в ноябре, но в 2020-м году это не удалось сделать.

Сейчас будем обговаривать цену, организационные, юридические и прочие вопросы. Если это получится, будет здорово. Почему? Потому что начинался Музей одной картины в 1983 году с полотна И. Сурикова «Взятие снежного городка» из коллекции Русского музея. Впервые за 15 лет приедет полотно из центрального федерального музея. Последние годы мы экспонировали только свои картины, потому что везти откуда-то было очень дорого.  

Тем не менее, постараемся найти средства, так как это очень значимое полотно выдающегося художника. Хотелось бы, чтобы жители и гости Пензенской области имели возможность познакомиться с ним. Надеюсь, что Музей одной картины будут посещать все новые и новые лица, которые проникнутся искусством и смогут стать постоянными друзьями музея. Наша задача - создавать все необходимые для этого условия!

Читайте также интервью с уроженцем Пензы сценаристом Романом Волковым.