8 мая 2024, СР, 14:54
8 мая 2018 Интервью

Сергей Николаев: «Знания, навыки, привычки, сформированные у детей сейчас, отразятся на последующих поколениях хоккеистов»

фото:Личный архив Сергея Николаева, pixabay.com

Продолжение интервью с методистом Федерации хоккея России.

Как и было обещано, сегодня «Пенза-Взгляд» продолжает и завершает публикацию интервью с воспитанником пензенского хоккея Сергеем Николаевым, разработавшим национальную программу подготовки хоккеистов «Красная машина». Начало разговора можно прочитать здесь.

Сергей, название программы - «Красная машина», как я понимаю, это отсылка к 80-м годам прошлого века, когда так за рубежом называли сборную СССР. Значит ли это, что ваша методика призывает вернуться нас к основополагающим принципам подготовки, заложенным в те годы — комбинационный хоккей, сыгранность звеньев, длительная подготовка при небольшом количестве официальных матчей?

То, о чем вы сказали – это не основополагающие принципы, а, скорее, верхушка пирамиды подготовки. Но вы правильно заметили, что «Красная машина» - это символ советских, а теперь уже и российских побед. И к стилю игры, основателями которого стали советские хоккеисты, пришел весь мировой хоккей. Во время разработки программы я читал книгу великого тренера Анатолия Владимировича Тарасова: «Хоккей: родоначальники и новички». Это его последняя книга, он написал ее в начале 90-х. Я был ошеломлен, насколько точно Тарасову удалось предсказать развитие хоккея на несколько десятков лет вперед. Складывалось ощущение, что все мировые специалисты прочли эту книгу и приняли, как главное руководство по развитию хоккея. Поэтому в Национальной программе подготовки хоккеистов «Красная машина» к каждому разделу подобрана цитата наших великих хоккеистов и тренеров, таких как Анатолий Тарасов, Владимир Юрзинов, Владислав Третьяк, Борис Майоров и других.

Что касается соотношения количества подготовки и количества матчей, это непростой вопрос. Если говорить о детском хоккее, однозначно, значение правильного многолетнего тренировочного процесса должно ставиться выше розыгрыша официальных очков, длительных переездов, определения победителей турниров.

Хоккей высших достижений во всем мире несет в себе определенную коммерческую составляющую. И лигам приходится считаться с мнением телекомпаний, маркетологов, болельщиков и других участников процесса. Приходится постоянно искать этот баланс между подготовкой и количеством матчей. Но это не значит, что мы должны вернуться к схеме проведения турниров, существовавших в 80-х годах. Это ненужно и невозможно потому, что наша жизнь и условия изменились.          

Есть ли у нас достаточно квалифицированных детских тренеров, особенно в регионах, которые смогут не формально, а на практике претворять в жизнь постулаты вашего методического пособия?

Скажу банальную фразу: «Кадры решают все». Конечно, очень многое зависит от действий руководителей и тренеров на местах. Но я считаю, что искренне заинтересованных специалистов у нас немало.  Во-первых, об этом свидетельствуют ежегодно проводимые ФХР конференции по проблемам детского хоккея, на которых всегда можно пообщаться, услышать думающих, инициативных тренеров. При этом наша задача, задача региональных федераций своевременно снабжать этих тренеров информацией о современных разработках и исследованиях, выпускать новые актуальные материалы, видеоматериалы, обсуждать и вносить корректировки в соревновательные регламенты и другие нормативные документы.

Во-вторых, сама программа имеет практическую направленность, она написана доступным языком и содержит конкретные рекомендации по основным направлениям подготовки хоккеистов.

В-третьих, за рубежом на ранних этапах подготовки с детьми вообще работают волонтеры, и это не мешает ведущим хоккейным странам готовить хоккеистов высокой квалификации.

Кроме того, недавно стартовала программа аттестации тренеров, с помощью которой станет возможным точно определить количество тренеров той или иной квалификационной категории. Квалифицированные тренеры, как и хоккеисты, не появляются по щелчку пальцев. Это результат системной работы по образованию, повышению квалификации и аттестации. Процитирую фразу из Философии Национальной программы: «Некоторые юные спортсмены в будущем обязательно станут детскими тренерами. Это означает, что знания, навыки, привычки, сформированные у детей сейчас, отразятся на нескольких последующих поколениях хоккеистов».

Поэтому надеюсь, что материалы Национальной программы помогут тренерам, руководителям, родителям идти вместе к намеченным целям.

Известно, что хоккей — дорогой вид спорта. Нет ли у вас мыслей, как можно решить проблему, когда в хоккейные школы приходят не самые талантливые дети, а те, чьи родители могут потянуть затраты на тренировки, соревнования, экипировку?

Это действительно большая проблема. Причем опять же не только российская. Общаясь с коллегами из других стран, слышу от них то же самое.

Сначала о соревнованиях. Эта информация есть в программе. Абсолютно бессмысленно на ранних этапах подготовки совершать длительные переезды. Для чего? Хорошо еще, если это один-два раза в год, а не на регулярной основе. Мне известны случаи, когда команда одиннадцати-двенадцатилетних хоккеистов, не имея других возможностей, садится на поезд и двое суток едет на игры. Выходят на станции, пересаживаются на автобус и еще несколько часов едут до нужного места. Разыгрывают 6 очков в двух матчах, о результатах которых через год уже никто и не вспомнит. Затем совершают путешествие в обратном направлении. Неделя из жизни навылет. Естественно, при этом страдает нормальное питание, тренировочный процесс, образование. Кто скажет, зачем? Основной задачей на ранних этапах является развитие спортсменов. Программа предлагает ограничится переездами внутри области, максимум совершать поездки в ближайшие города. Можно устраивать так называемые турниры выходного дня. Проведение таких соревнований широко распространено за рубежом, опыт уже есть и в России. Точно знаю про Санкт-Петербург, Самарскую область. Считаю, что и в Пензенской области сейчас есть для этого все условия. Хоккейные школы и секции есть в Пензе, Заречном, Кузнецке, Нижнем Ломове. Несколько команд собираются в одном месте и устраивается хоккейный праздник. Очень хорошо в детском возрасте применяются игры поперек площадки, позволяющие эффективно использовать ледовое пространство, а детям получить больше игрового времени. Помимо названных преимуществ, игры поперек площадки имеют много других положительных моментов. Все это сопровождается минимальными затратами, даже судьями могут выступать родители, имеющие опыт хоккейной подготовки. Только важно, чтобы команды формировались с учетом уровня подготовленности юных хоккеистов, то есть «сильные» играли против «сильных», а «слабые» против «слабых». Тогда это будет настоящий праздник хоккея, удовольствие получат и дети, и родители, а тренеры начнут общаться друг с другом.

При этом важно подходить к системе соревнований каждого региона отдельно. Например, только в самой Москве насчитывается порядка тридцати школ. Здесь домашний матч от игры на выезде отличается тремя станциями метро, значимых затрат это не несет, можно играть хоть каждую неделю, при этом, повторюсь, правильно осознавая цель таких игр. А если взять регион «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», порой там команды разделяют сотни и даже тысячи километров. Пожалуй, самое оптимальное – это проведение «кустовых» соревнований в школьные каникулы.

Что касается экипировки, как я сказал ранее, важна заинтересованность школы в первую очередь. Собственно, здесь тоже уже все придумано до нас, просто нужно немного адаптировать идеи к современным условиям.

Первый вариант – это комиссионный магазин при спортивной школе. Дети очень быстро вырастают из экипировки, она практически не успевает износиться, поэтому один комплект, думаю, может послужить трем, а может, даже пятерым юным хоккеистам. Родители сами будут приносить форму на продажу, многие, возможно, отдадут ее бесплатно. Задача школы – централизовать этот обмен. Конечно, целью этого магазина не должно быть получение прибыли. Тогда, уверен, родители будут благодарны.

Второй вариант – это прокат. Зачем мне, как родителю, вообще покупать форму, если будет возможность взять ее на время? Через год этот комплект все равно станет мал. Лучше заплатить, условно, пятую часть от стоимости, чем купить, а потом искать, кому продать. В идеальном варианте прокат должен сам себя окупать, чтобы списанные вещи заменялись новыми. Возможно и совместное применение этих двух вариантов.

Есть и более сложные варианты, например, участие в конкурсах на государственные гранты. Казалось бы, выиграть их очень трудно, однако, Кузнецку это удалось. И теперь всем хоккеистам хоккейной школы города Кузнецка выдают форму бесплатно. Один комплект уже послужил нескольким возрастам. Кроме того, благодаря этой форме в Кузнецке удалось провести соревнования среди образовательных школ, вследствие чего количество занимающихся хоккеем заметно выросло.  

Когда по вашим расчетам мы сможем увидеть результаты внедрения вашей программы и какими они должны быть? Что вы хотели бы увидеть на выходе?

Как говорят: «Если хочешь что-то изменить – начинай с себя». На выходе хотелось бы увидеть больше здоровых, спортивных, разносторонне развитых, порядочных, образованных граждан нашей страны, и, конечно, побольше побед наших команд на всех уровнях. Что ни говори, а болельщик судит преимущественно по этому показателю. Это приведет к увеличению зрителей на трибунах, другим положительным моментам, например, развитию массового хоккея: увеличению количества студенческих и любительских команд.

Когда? Смотря, о каких результатах идет речь. Вообще любые социальные реформы очень инертны. Скажем, поменяв программу образования в школе, результаты мы увидим через десятки лет, когда те, кто пошли в первые классы, начнут работать. Важно следить за такими причинно-следственными связями и анализировать их. Также и в хоккее. Если мы говорим о результатах в спорте высших достижений… Считайте: пусть тем, кто начнет заниматься по этой программе сейчас десять лет, а в профессиональные клубы игроки попадают в 20-23 года… В общем, это будет не завтра. Однако, есть некоторые промежуточные показатели, которые помогут нам проанализировать и при необходимости скорректировать вектор развития.