Детский омбудсмен Елена Столярова: «Мы проводим прием граждан каждый день»
В аппарат уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области за 2023 год поступило около 800 обращений.
Елена Столярова рассказала корреспонденту «Пенза-Взгляд», с какими трудностями сталкиваются жители и как им помогают.
Елена Алексеевна, с какими проблемами к Вам приходят? Стало ли меньше или больше жалоб по каким-либо темам, если сравнивать с прошлым годом?
Обращения поступают разные. Если в предыдущий год было много вопросов, касающихся социальных выплат, когда, например, вводили Единое пособие, то сейчас их гораздо меньше, наверное, потому что все научились через Госуслуги и МФЦ работать и получать ответы. Хотя приходят жалобы от людей, которые не согласны с тем, что им отказали в помощи. Просим: «Покажите ответ». И оказывается, что иногда людям не хватает разъяснения, они не понимают чиновничий язык, на котором им пишут. Мы начинаем рассматривать документ и объясняем: да, все верно, вам отказали, потому что доход в семье превышает размер дохода, который дает право на получение выплаты. Или у семьи есть старая машина какого-нибудь 70-го года рождения или дом в деревне, от которого остались рожки да ножки, а под ним - земля, и это имущество учитывается, в результате семья не попадает в категорию тех, кому полагается выплата. Люди говорят: «А мы этим давно не пользуемся» или «Мы никогда этим не пользовались». Однако Социальный фонд учитывает все имущество. Объясняем, что, вероятно, от чего-то можно отказаться, что они не решили некие правовые вопросы, касающиеся их собственности. Когда начинаешь разъяснять, люди понимают.
В меньшей степени сейчас поступают обращения о преступном отношении родителей к использованию материнского капитала, но мы иногда сами выявляем такие ситуации, разбираемся в них.
Получение консультации по оказанию паллиативной помощи, медицинской реабилитации, жилищные условия, в которых растут дети, жалобы на нарушения прав детей на доступное и качественное образование – это лишь малая часть вопросов, с которыми мы помогали жителям.
Обращаются ли к Вам дети напрямую?
Да, такое происходит. В прошлом году мне позвонила девочка: «У меня плохое настроение, мне плохо, я не хочу ходить в школу». Я с ней поговорила, попросила телефон ее мамы. Созвонились с ней, та подтвердила – есть проблема чисто психологического плана. Предложила из школы перевести девочку на заочное обучение в Центр образования – так, чтобы она получала задания, дома с мамой занималась. Вроде и мама довольна, и ребенок не звонит больше. Я позже узнавала, как у них дела. Проходит время, и вновь звонок от девочки: «Мне очень плохо, я не учусь». Ситуация повторяется. А несколько дней назад мама написала мне сообщение, сказала, что у ребенка страх, тревога, попросила совет. Мы договорились, что после новогодних праздников еще раз покажем девочку специалистам, чтобы они выработали для нее какую-то программу.
То есть, некоторых людей вы сопровождаете годами?
Да, иногда приходится возвращаться к вопросам годовой давности и больше. У меня записаны все данные, все телефоны, чтобы, если были какие-то непростые случаи, я могла позвонить и выяснить, все ли в порядке.
Одну маму, у которой двое детей, я «веду» уже десять лет, от нее могут поступать звонки в любое время суток, и в половине второго ночи, если что-то произошло, я на связи и консультирую ее.
Поступают ли обращения от семей участников спецоперации?
Поступают. Вот, например, обратилась женщина, муж которой участвует в СВО, контрактник. Один ребенок получает льготное питание, второй - нет. Решили вопрос, теперь оба ребенка обеспечены льготным питанием.
Еще одна жительница региона рассказала, что не может получить документы из военной части, чтобы отправить в соцзащиту и СФР и затем получить выплату. В таких случаях мы обращаемся обычно в военную часть или в военкомат, помогаем получить документы.
Друга женщина оказалась в такой ситуации: муж был в составе ЧВК, есть свидетельство о смерти, но его забрала свекровь, мама бойца, и не дает его, а документ нужен, чтобы получить выплаты – у мужчины остались дети. Подключились, урегулировали проблему.
Это только несколько примеров. Обращения поступают самые разные, стараемся помочь каждому.
Правительство Российской Федерации утвердило план реализации Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года. Какие мероприятия будут реализованы в регионе в рамках Стратегии?
Федеральный план реализации Стратегии комплексной безопасности детей был утвержден только в ноябре.
Но у нас в регионе была своя концепция, мы ее создавали еще несколько лет назад и работали по ней. Была также на федеральном уровне утверждена программа «Десятилетие детства» - там тоже целый блок мероприятий по обеспечению безопасности детей. Есть акция «Безопасность детства», инициированная уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка. В ее рамках проводится комплекс мероприятий, направленный на профилактику происшествий с несовершеннолетними – на водоемах, детских площадках и так далее. Эти программы перекликаются между собой.
Реализацией мероприятий по обеспечению безопасности детей занимаются и следственное управление, и прокуратура, и школы, и соцзащита, и муниципалитеты – каждый в своей собственной функциональной епархии.
Что касается Стратегии, то федеральный план должен послужить основой для принятия такого же комплексного плана в субъектах. Какие-то мероприятия могут повторяться, но могут быть и свои особенности. Думаю, что в правительстве разработают наш региональный план.
На своей странице в соцсети Вы написали, что в преддверии 2024 года, который объявлен Годом семьи, в Пензе открыли два инфраструктурных объекта – Семейный МФЦ и соцслужбу «Дети в семье». Расскажите о них.
Семейный МФЦ на улице Клары Цеткин создан для оказания семьям полного комплекса консультационных услуг.
Второй объект - первая социальная служба «Дети в семье», которая будет координатором учреждений социального обслуживания населения для оказания помощи семьям с детьми до 4 лет. Эти учреждения открыты в рамках реализации проекта по профилактике социального сиротства детей до 4 лет, инициированного уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Марией Алексеевной Львой-Беловой.
Оператор круглосуточной диспетчерской «Свободная линия» службы «Дети в семье» принимает обращение. При необходимости вызывает мобильную бригаду экстренного реагирования «Примирение». Мама с ребенком могут быть размещены в семейной гостиной. Ребенок будет обеспечен в пункте проката предметами первой необходимости. Открытые службы работают в полном взаимодействии со всеми учреждениями, в помощи которых может нуждаться семья с малолетними детьми. Главное - обеспечить ребенку семейное окружение.
Обращений за год 800… А сколько человек в Вашей команде?
Я, юрист и бухгалтер. Нас трое, но мы поддерживаем друг друга, консультируем, научились за почти уже 10 лет подменять друг друга при необходимости. Конечно, бывает сложно, так, сейчас изменились требования – нужно активно работать с гражданами в социальных сетях. Поэтому надеемся, что, может быть, нам помогут, и будет принято решение аппарат увеличить.
Как часто вы проводите приемы граждан?
Мы проводим каждый день. Раз в квартал проходит прием в приемной Президента РФ в Пензенской области. А так – каждый день. Люди звонят и спрашивают: «Когда к Вам можно попасть?». Я говорю: «Хоть сейчас». Если я не на месте, то посетителей принимает юрист.
В районы выезжаете?
Конечно. Недавно, например, были в Бессоновском районе, где поступила информация о том, что у детей сначала умерла мама, через год – папа, и сейчас они под опекой бабушки, у ребят задержки психического развития. Двое старших учатся в техникуме при Минтруде, также в семье один дошкольник и один восьмилетний мальчик, у которого не был точно определен диагноз. Я приехала к ним, ребенок в восемь лет выглядит на пять, не может сам стоять, ходить. Он худющий, у него масса тела не соответствует возрасту. Я предложила бабушке и дедушке отправить ребенка в Мокшанский детский дом на реабилитацию, чтобы с ним провели процедуры, чтобы у него мышечная масса окрепла, чтобы с ним поработал массажист. Родственники были против, но мы убедили. Привезли его в Мокшанский детский дом, там выяснилось, что у него нет документов от психиатра. Срочно отвезли к врачу, тот подтвердил, что у мальчика глубокое нарушение интеллекта. На прошлой неделе я выезжала туда, чтобы проверить, как он. Специалисты сказали, что у него есть реабилитационный потенциал. За 15 дней он набрал 1,5 килограмма – там специальное питание, которое помогает ребенка восстановить. Можно его поставить на ноги, можно нагнать вес, можно его развивать. Если он будет сам ходить, обслуживать себя, дальше развитие пойдет более интенсивно. Сейчас оформили его туда на полгода, если будет прогресс, бабушка сможет пролонгировать договор.
У нас в области есть все возможности, чтобы оказывать помощь детям - инфраструктура, специалисты. Вопрос в том, что необходимо более плотно работать с семьями. Важно, чтобы родители понимали: все, кто работает в социальных учреждениях, им не враги.
Какими способами жители могут сообщить о проблеме детскому омбудсмену?
Обратиться в аппарат уполномоченного можно через соцсеть «ВКонтакте», написав мне в личные сообщения, в Telegram, а также по моему номеру 89033235225, а также по стационарному телефону 68-16-74. Кроме того, звонки принимает наш юрист - 56-34-95.
Напомним - на портале «Пенза-Взгляд» работает сервис «Вопрос детскому омбудсмену». Пользователи могут оставить свое обращение, оно будет направлено в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области, обратившийся обязательно получит ответ.