27 апреля 2024, СБ, 14:53
21 марта 2024 Интервью

Директор пензенского филиала Tele2 Александр Атякшев: «Искусственный интеллект помогает оптимизировать работу сети»

Еще каких-то 20 лет назад мобильные телефоны были не у всех, а сегодня мы уже не представляем свою жизнь без сотовой связи и быстрого интернета.

Операторы стараются соответствовать ожиданиям своих клиентов и постоянно вкладываются в расширение покрытия и модернизацию оборудования, чтобы абоненты получали желаемое качество услуг.

В Пензенской области на протяжении 2023 года технические работы на сети Tele2 не прекращались: перераспределялись частоты, устанавливались новые объекты связи, обновлялось действующее оборудование. В начале 2024 года оператор раскрыл еще один секрет – за постоянное улучшение качества услуг вместе с людьми отвечает искусственный интеллект.

Как изменилось качество связи Tele2 в Пензенской области в прошлом году, что дает клиентам модернизация сети и как именно специалистам помогает искусственный интеллект, корреспонденту «Пенза-Взгляд» рассказал директор пензенского филиала Tele2 Александр Атякшев.

Каким 2023 год был для Tele2 в Пензенской области? Все ли планы удалось осуществить в полном объеме?

В целом прошлый год был довольно непростым, но результативным. Процесс развития сети осложнился рядом внешних условий, но это не помешало выполнить все запланированные работы.

В 2023 году Tele2 модернизировала 37% всех объектов связи в Пензенской области. Это позволило улучшить качество голосовой связи и увеличить скорость мобильного интернета в Пензе, Заречном, Бессоновке, Мокшане, Нижнем Ломове, Каменке, Никольске, Кузнецке, Городище, Сердобске и 10 районах области: Башмаковском, Бековском, Белинском, Бессоновском, Вадинском, Городищенском, Мокшанском, Пензенском, Сердобском и Шемышейском.

Кроме того, в прошлом году мы провели рефарминг частотного диапазона на всех базовых станциях в крупных населенных пунктах: Пензе, Кузнецке, Сердобске, Каменке, Заречном, Нижнем Ломове, Никольске и Бессоновке. Это позволило увеличить скорость 4G-интернета в среднем на 10-15%.

Мы хотим, чтобы каждый человек мог общаться без ограничений в любой точке региона, поэтому компания осуществляет собственные проекты и активно участвует в реализации масштабной федеральной программы по обеспечению качественными услугами связи малонаселенных сельских территорий.

К примеру, я хорошо помню, как в 2020 году мы запускали первую базовую станцию, построенную в рамках нашего соглашения с правительством Пензенской области. Это было в селе Топлое Малосердобинского района, уже в период пандемии коронавируса. Школьники тогда перешли на дистанционное обучение, классный руководитель звонила каждому ученику по стационарному телефону и диктовала домашние задания. Когда мы обеспечили жителей качественной мобильной связью и быстрым интернетом, многие процессы сразу же упростились и ускорились, в том числе в обучении. Приятно видеть, как меняется жизнь людей с приходом качественной связи, и не менее приятно осознавать, что мы к этому причастны.

Потому я считаю очень важным, что совместно с «Ростелекомом» мы продолжаем участвовать в развитии региона и реализуем программу Минцифры России по устранению цифрового неравенства на малонаселенных территориях (УЦН 2.0). В 2023 году более 6500 жителей 28 малых населенных пунктов впервые получили доступ к качественной связи и высокоскоростному мобильному интернету.

С учетом основных тенденций рынка услуг связи, какие задачи сейчас стоят перед мобильными операторами?

Не могу с уверенностью говорить о планах других операторов, но мы в Tele2 выделяем три основные задачи на ближайшие несколько лет. Во-первых, это расширение зоны покрытия, то есть обеспечение всей территории Пензенской области устойчивой качественной связью. Нам всем есть куда расти, остались еще белые пятна на карте, и чаще всего это малые и отдаленные населенные пункты. Вторая задача – поддержание качественных характеристик связи на высоком уровне, чтобы клиент не испытывал никаких сложностей при звонке и пользовании мобильным интернетом. Требования потребителей к скорости продолжают расти, как и объемы потребляемого трафика, и мы стараемся отвечать запросам наших абонентов. Третья важная задача – постоянное совершенствование клиентского сервиса. Какой бы канал абонент ни выбрал для обращения в компанию – визит в салон, мобильное приложение, личный кабинет на сайте – он должен получить исчерпывающий ответ на свой вопрос, полезный совет или решение проблемы. В конечном итоге именно удовлетворенность клиентов можно назвать глобальной целью всей нашей работы.

Почему необходима постоянная модернизация сети? Расскажите, что это дает клиентам?

Клиентская база Tele2 постоянно растет – по итогам 2023 года она составила 48,1 млн абонентов с MVNO «Ростелекома». Интернет-активность абонентов тоже увеличивается – объем потребления трафика вырос (по сравнению с 2022 годом) на 18,1% в среднем по России и на 22% в Пензенской области. Кроме того, аналитики компании подсчитали, что количество уникальных пользователей мобильных приложений соцсетей, мессенджеров, банков, маркетплейсов, стримингов, а также приложений для прослушивания музыки по итогам 2023 года выросло на 17%, а относительно начала 2022 года – на 69%.

Темпы роста по этим показателям увеличиваются быстрее, чем строятся новые объекты связи, что довольно объяснимо: установка базовой станции занимает не один час и не один день. Поэтому, чтобы поддерживать высокое качество связи и увеличивать емкость сети, постоянно проводится модернизация действующего оборудования. Заметный клиенту эффект технически может достигаться по-разному: за счет внедрения дополнительных технологий, расширения пропускных сервисов и так далее.

Интересно, сколько времени уходит на запуск новой базовой станции с нуля?

Знаете, это практически как рождение ребенка (смеется – прим.). Ориентировочный срок строительства и запуска – как раз порядка девяти месяцев. Прежде, чем ставить на какой-либо территории сам объект связи, нужно провести большую подготовительную работу: выделить земельный участок, провести геологические изыскания, согласовать проект строительства, необходимые частоты и работы с профильными ведомствами, в том числе градостроительными. Мы не только строго соблюдаем все законы и нормативы, но и не хотим портить архитектурный облик региона. Поэтому пытаемся сделать так, чтобы всем было комфортно. Подготовка, как видите, тщательная и занимает много времени.

Вы упомянули рефарминг – что это такое?

Рефарминг – это комплекс технических работ, перераспределение на конкретной базовой станции частот, на которых работает мобильный оператор. Специалисты перенастраивают оборудование, и частота, где раньше работал только 3G-интернет, начинает использоваться для улучшения сервиса LTE (4G-интернета).

Такая работа требует частичной замены оборудования. Это достаточно трудозатратно, часто что-то приходится переигрывать: где-то аппаратуру снять, отвезти в другое место, заново перенастроить. Процесс небыстрый, но результат того стоит: скорость мобильного интернета в зоне рефарминга увличилась в среднем на 10-15%.

Почему нужно перераспределять частоты именно так – с 3G на 4G?

Современные технологии позволяют оперативно загружать и качать все более «тяжелый» контент. Абонентам, использующим стандарт связи 4G, требуется все больше ресурса, сеть испытывает постоянно растущую нагрузку.

При этом сети 3G сегодня по большей части не сильно загружены, а диапазон 2100 МГц был использован не весь. Поэтому часть полосы мы перераспределили на сети четвертого поколения.

Рефарминг, как правило, проводится в городах, особенно в их наиболее населенных районах, поскольку там большое потребление интернет-трафика и высокая концентрация активных пользователей современных гаджетов.

Новая рекламная кампания Tele2 посвящена роли искусственного интеллекта в развитии сети и улучшении качества связи. Расскажите подробнее – в каких именно процессах задействован ИИ?

Искусственный интеллект, у которого в Tele2 есть имя – Миа, непосредственно участвует в развитии сети компании и улучшении качества связи. ИИ занимается распределением нагрузки на действующую сеть.

Загруженность базовых станций неравномерна. Даже одна и та же станция в разное время года, дни недели и время суток выполняет разный объем работы. Есть традиционные часы наибольшей нагрузки, например, утром и вечером, когда люди едут на работу и с работы. Есть ситуативные – например, когда в Пензе проходит какое-то массовое мероприятие.

Решение Self-Organized Network (SON) позволяет оптимизировать работу сетей 2G, 3G и 4G – гибко подстраиваться к изменениям объемов потребляемого интернет-трафика. Как оптимально перераспределить нагрузку между секторами и базовыми станциями, «подсказывает» как раз искусственный интеллект. Чтобы из-за скопления пользователей не «провисала» скорость, ИИ перенаправляет сигналы части устройств с ближайшей на другие базовые станции и на другие частоты, менее загруженные. Таким образом для каждого конкретного абонента в текущий момент обеспечивается максимально возможная скорость мобильного интернета.

Данные процессы происходят регулярно, потому что люди постоянно перемещаются. Есть сезонная миграция абонентов внутри региона, за пределами крупных городов. Например, летом немало загруженных базовых станций в сельской местности – люди едут на дачи, отвозят детей к бабушкам на школьные каникулы, студенты приезжают домой после сессии. А зимой, когда сезонные активные пользователи уезжают, образуется достаточно свободных диапазонов. Все это учитывается, с этими факторами как раз и работает искусственный интеллект.

Кроме того, Миа управляет изменением углов наклона антенн базовых станций. Наше оборудование надежно закреплено, но оно все-таки подвижно, и при сильном ветре антенна может отклониться от оптимального положения. Чтобы абоненты, удаленные от базовых станций, не испытывали неудобств, ИИ постоянно проверяет состояние объектов сетевой инфраструктуры и при необходимости производит корректировки. Конечно, можно было бы посадить людей к мониторам, чтобы следили за показателями, а потом выезжали и поправляли угол наклона вручную. Но у Tele2 в регионе обширная сеть и очень много технических объектов – для такой, по сути, механической работы необходимо слишком много рук. К счастью, есть наша Миа, которая оптимизирует процесс: анализирует все данные и в нужное время «командует» автоматике, как и какую антенну развернуть.

Благодаря искусственному интеллекту, который берет на себя часть ежедневной обязательной работы, человеческий ресурс высвобождается. У сотрудников технической службы появляется больше времени на решение сложных задач, требующих освоения новых знаний и творческого подхода.

Где еще пользователи сталкиваются с результатами работы ИИ?

С искусственным интеллектом Миа клиенты могут пообщаться и сами – на нашем сайте и в приложении «Мой Tele2». Кстати, им пользуются ежемесячно уже более 20 млн абонентов по всей стране. Благодаря более чем 400 алгоритмам, заложенным в ИИ, пользователи получают индивидуальные рекомендации: какие продукты и контент, мини-игры и подарки подойдут именно им, в зависимости от профиля потребления. Если помните, под Новый год Миа даже помогала абонентам Tele2 выбрать подарки для близких.

Как планируете развивать сеть в Пензенской области в 2024 году? Может, уже удалось что-то реализовать за истекший квартал?

Планы довольно масштабные. Мы продолжаем строить новые объекты технической инфраструктуры. Конечно же, непрерывно ведется модернизация действующего оборудования в Пензе и в районах области, мы активно готовимся к сезонной миграции населения. Ничто не должно помешать летнему отдыху наших абонентов. Для многих отсутствие связи или слабый сигнал – блок-фактор для поездок в сельскую местность. Например, это критично для юного поколения и молодых родителей, особенно если нужно на какое-то время оставить ребенка с бабушками и дедушками в деревне. Как отец могу сказать: невозможно спокойно заниматься своими делами, не имея возможности в любую минуту связаться с близкими и спросить, как у них дела, не нужно ли что-нибудь. Благодаря расширению зоны покрытия и своевременному увеличению емкости сети клиенты Tele2 могут свободно перемещаться по региону. Мы делаем все, чтобы абоненты всегда оставались на связи и чувствовали себя комфортно.

Реклама. ООО «Т2 Мобайл». Erid: 2VfnxxYPAbA

Ольга А.
Ольга А.