В подготовленном Минэкономразвития России законопроекте, который должен усовершенствовать Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», большая часть новелл посвящена вопросам реструктуризации долгов.

В отношении юридических лиц вводится три процедуры банкротства – реструктуризация долгов, конкурсное производство и мировое соглашение. Процедура наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления исключаются из закона.

Большая часть изменений посвящена новой процедуре реструктуризации долгов. Для ее проведения арбитражный суд утверждает антикризисного управляющего, которым может быть арбитражный управляющий, государственная корпорация или иная организация, осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим законом.

Она может быть введена, если представленные должником или иным лицом доказательства не позволяют сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. То есть, если заявитель не может доказать, что платежеспособность восстановить невозможно, то вводится реструктуризация долгов.

Предусмотрен комплекс правил, направленных на то, чтобы должники пытались урегулировать кризисную ситуацию совместно с кредиторами. В заявлении кредитора о введении реструктуризации долгов должны быть также указаны сведения о возможных мерах по восстановлению платежеспособности должника, о предпринятых кредитором мерах по урегулированию задолженности для предупреждения банкротства должника и восстановления его платежеспособности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении реструктуризации долгов наступают следующие последствия:

1) срок исполнения обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, для целей включения требований в реестр требований кредиторов и участия кредиторов в деле о банкротстве, в том числе в собрании кредиторов, считается наступившим;

2) требования кредиторов по денежным обязательствам, неденежным обязательствам имущественного характера и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления требований к должнику;

3) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, включая наложенные судами и иными органами вне рамок дела о банкротстве (в том числе наложенные по уголовным делам и делам об административных правонарушениях).

4) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве.

5) осуществление имущественных взысканий, в том числе по денежным требованиям и по требованиям о передаче имущества, по исполнительным документам приостанавливается, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения реструктуризации долгов судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возврате должником вещи, полученной по недействительной сделке, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим обязательствам;

6) удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускаются;

7) изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия, принадлежащего должнику имущества, не допускается;

8) выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;

9) прекращение денежных обязательств должника, возникших до возбуждения дела о банкротстве, путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или применения иного способа не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или если это предусмотрено планом реструктуризации долгов;

10) подлежащие уплате проценты, а также неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, не начисляются.

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения реструктуризации долгов, подлежат погашению в ходе реструктуризации долгов после удовлетворения всех остальных требований кредиторов, если иное не предусмотрено планом реструктуризации долгов.

Законопроект устанавливает возможность выбора одного из четырех способов управления должником в ходе реструктуризации долгов:

1) сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия;

2) возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

3) переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;

4) образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.

В случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана реструктуризации долгов или совершения им, в том числе до утверждения плана реструктуризации долгов, действий, нарушающих права и законные интересы должника, кредиторов и (или) лиц, предоставивших обеспечение, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

План реструктуризации долгов разрабатывается в целях восстановления платежеспособности должника, сохранения работоспособности хозяйствующего субъекта (бизнеса) и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с таким планом. Под восстановлением платежеспособности понимается отсутствие по окончании реструктуризации долгов просроченной задолженности, неурегулированной в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Весьма интересно, что в план должен быть включен расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом. Согласно статистике, имущество должника в ходе конкурсного производства удается продать лишь с третьей или четвертой попытки и по заниженной на 60-70% стоимости. Очевидно, что в сравнении с информацией о том, сколько кредиторы получат после простой реализации имущества должника, вариант с реструктуризацией будет привлекательнее.

План реструктуризации считается согласованным кредиторами, если за него проголосует большинство присутствующих на собрании кредиторов. Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четыре года со дня утверждения его арбитражным судом. Этот срок может быть продлен по решению собрания кредиторов, но не более чем еще на четыре года.

В Пензе информацию о любых аспектах процесса банкротства можно получить, обратившись в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих «Лига», которая действует в городе с 2004 года. Здесь работают настоящие профессионалы в этой сфере.

Связаться со специалистами саморегулируемой организации арбитражных управляющих просто - нужно позвонить по телефону 8 (8412) 66-08-18, прийти в офис по адресу г. Пенза, ул. Володарского, д. 9, офисы 301, 303 или отправить письмо на e-mail: 2_liga.ru@list.ru.

Другие статьи по теме смотрите здесь.