В рамках проекта «Общественное здоровье» ведомство проводит масштабное исследование питания детей в школах.

О том, как будет организовано детское питание, после того как вопросами горячих завтраков и обедов в школах заинтересовался Владимир Путин, мы уже рассказывали. Но как на деле относятся дети к школьным завтракам? Что хотели бы видеть в меню? Почему часть блюд остаются нетронутыми?

Этими вопросами задались в Роспотребнадзоре, что привело ведомство к крупномасштабному исследованию, в котором приняли участие 15 тысяч детей из всех регионов России.

Школьники и их родители заполняли анкеты, разработанные Роспотребнадзором. Они отвечали на 3 блока вопросов о питании детей как дома, так и в школе. В первую очередь, исследователей интересовало, довольны ли дети и родители качеством и организацией питания в школах: нравится ли им еда, горячая ли она, хватает ли ребенку времени, чтобы поесть на перемене. Вторая часть вопросов касается частоты потребления тех или иных продуктов дома и в школе. Третий блок посвящен здоровью и некоторым антропометрическим показателям. Еще одна часть исследования включала анкетирование директоров школ.

Что в тарелках российских детей?

По мнению экспертов Роспотребнадзора, воздействовать на стиль питания и образ жизни ребенка необходимо как через школу, так и через семью. Но именно в школах питание легче всего поддается коррекции.

Собранная информация еще обрабатывается, и говорить об окончательных итогах рано. Но некоторые наблюдения о детских предпочтениях в питании можно высказать уже сейчас. Большинство детей отдают предпочтение не самым полезным продуктам: например, по данным одной из школ, любимым блюдом у детей в столовой оказались макароны и колбаса. Плохо дети едят супы и котлеты. Не жалуют школьники рыбу и салаты. Большинству, особенно тем, чьи вкусовые предпочтения сформировались благодаря фастфуду, школьная еда (не жареная, не пересоленная, без усилителей вкуса) кажется пресноватой и невкусной.

Еще один пункт, ставший причиной беспокойства исследователей, это наличие чрезмерного количества сладостей и газировки в школьных буфетах. Среднестатистический гражданин России потребляет в день около 120 граммов сахара, что существенно выше нормы. Больше всего сахара – примерно 70% – мы получаем из кондитерских изделий, так любимых детьми сладких газированных напитков и сахара как такового.

Дневная рекомендованная норма потребления сахара составляет 10% от суточной калорийности рациона. При среднем рационе 2000 ккал в сутки это около 50 граммов сахара в день.

По словам медиков и специалистов по питанию, более здоровое отношение к сахару помогло бы снизить распространенность заболеваний, связанных с неправильным питанием – таких, как сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, некоторые виды рака, ожирение и так далее.

Исследователи также обеспокоены тем фактом, что около 10% опрошенных детей не завтракают ни в школе, ни дома, просиживая при этом в школе по 6-7 уроков.

Получается, что дети, получая серьезную физическую и умственную нагрузку, остаются почти весь день без полноценного питания. Конечно, это можно понять – родителям может быть просто некогда следить, поел ли ребенок, ведь кто-то уходит на работу раньше. А бывает и так, что дети не хотят есть сразу после сна – аппетит не у всех просыпается рано. И все же родителям стоит внимательно следить за тем, чтобы ребенок поел перед уходом в школу.

Важно! Специалисты свидетельствуют: от того, насколько полноценно ребенок позавтракал, перед школой или сразу после прихода в нее, зависит, насколько эффективно он будет учиться.


 

Как решить проблему?

Одна из главных причин практически всех отклонений от норм здорового питания – предпочтения, которые сформировались дома, в семье. Если с детства человек привык питаться фастфудом и полуфабрикатами, школа не сможет побороть эту привычку.

То, что вкусная и полезная пища бывает только в книгах, а в реальности между двумя прилагательными приходится выбирать, давно уже не более чем стереотип. Мы не раз публиковали рецепты блюд, которые богаты витаминами и полезными веществами, и в то же время способны удовлетворить вкус самого искушенного гурмана.

Все, что родителям нужно, это чуть больше мягкой настойчивости, а ученикам - чуть больше осознанности и ответственности при выборе, чем подкрепить свой уставший от занятий организм.