Почему за покупку на маркетплейсе можно получить срок, и как Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» борются с «запрещенкой»
Выяснилось, что не все заказы, сделанные на российских маркетплейсах, легальны. За некоторые из полученных посылок можно угодить в тюрьму.
Как сообщил директор по контрольной (надзорной) деятельности Центра развития перспективных технологий Антон Гущанский, в последнее время все чаще становится известно о случаях, когда через маркетплейсы распространяются запрещенные вещества. В беседе с «Парламентской газетой» он рассказал о случае с «волшебными бобами» для похудения из Китая, которые содержали психостимулятор сибутрамин.
В Волгоградской области мужчина, заказавший такие бобы, получил год реального тюремного заключения, а женщина из Нижегородской области — три года условно.
Примечательно, что маркетплейсы за торговлю наркотическими веществами ответственность не несут — она целиком и полностью ложится на покупателя. Тем не менее лидеры рынка пытаются как-то решать эту проблему, проводя ревизии разделов с биологически активными добавками. Продавцы «бобов» реагируют на это переносом продукции в другой раздел и все повторяется вновь.
Серьезной проблемой также остается обилие контрафакта на подобных площадках. По мнению члена Комитета палаты по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктора Зобнева, пришло время прописать глобальные «правила игры» для маркетплейсов, которые частично монополизировали рынок.
В настоящее время в Думе обсуждается законопроект, направленный на противодействие распространению контрафакта. Он должен обязать продавцов и владельцев агрегаторов указывать в описании товара ссылку на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии продукции.
Впрочем, как считают эксперты, сам российский покупатель подталкивает торговые площадки к торговле «паленой» продукцией, не испытывая нетерпимости к контрафакту и фактически поощряя его распространение.