28 марта 2024, ЧТ, 21:05
22 ноября 2017 Интервью

«В России в рабстве находится более миллиона человек»

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд; pixabay.com

Активист движения «Альтернатива» Андрей Рогулин, который помог освободить в Пензенской области попавшего в неволю жителя Калуги, рассказал корреспонденту портала «Пенза-Взгляд», что из себя представляет современное рабство.

-Андрей, рабство и торговля людьми в России XXI века – реальность?

- Я бы сказал, более чем реальность. Дело в том, что наша организация в силу своей деятельности больше всего с этой ситуацией сталкивается – официальной статистики по этому вопросу в России просто нет. Популярны прием еще с советских времен: если молчать о проблеме, то ее как бы и нет.

-То есть масштабы бедствия неизвестны?

-Ну почему же. Есть неофициальные оценки наших помощников и консультантов из генпрокуратуры РФ. По их мнению, сейчас в России в неволе находятся около миллиона человек. По оценке международной правозащитной организации «Walk Free» последняя цифра была 1 400 000 человек.

Россию правозащитники называют «хабом принудительного труда» в Евразии — представьте себе огромный аэропорт, куда из всех близлежащих стран съезжаются нелегальные работники. Таким аэропортом является в первую очередь, конечно, Москва, но и в других регионах ситуацию нельзя назвать нормальной. Случай с Игорем в вашей области на сегодняшний день единственный известный нашей организации. Однако это не значит, что беспокоиться не стоит: зачастую отсутствие дурных новостей - признак замалчивания проблемы. ( В Пензенской области Андрей Рогулин помог освободить жителя Калуги, который утверждал, что его удерживали в неволе на ферме в Средней Елюзани.) 

- Почему так отличаются оценки? Почему не ведется официальная статистика?

- Это вопрос критериев, по которым можно считать или не считать человека рабом, а тот или иной труд невольным. В Европе понимают под современным рабством любой контроль над людьми, из-за которого они лишаются своих базовых свобод, — менять работу, переезжать с одного место на другое, самостоятельно распоряжаться своим телом. Очевидно, что обычно это делается с целью получить прибыль.

У нас правовая база практически не разработана. Депутаты и члены правительства часто говорят, что российский Трудовой кодекс один из самых передовых в мире, но, как известно, у нас строгость законов с лихвой компенсируется их неисполнением.

Россия не ратифицирует элементарные международные конвенции по правам человека и торговле людьми. Может быть, по бюрократическим причинам, может быть, из-за того, что  в торговле людьми замешаны лица из высших эшелонов власти.

-Опишите ситуацию, с которой чаще всего обращаются к вам. 

- Человек приехал в незнакомый регион, у него забрали документы, он отработал как минимум месяц, а то и сезон, ему обещают заплатить, а на деле кормят обещаниями или платят копейки, которых максимум на «Доширак» и сигареты хватает. Человека кормят и высчитывают расходы у него из зарплаты, нередко поворачивая это так, что он остается еще и должен. При этом заставляют работать, оказывая моральное или физическое давление.

Зачастую даже обратиться в полицию попавший в неволю не может, так как местный участковый либо коррумпирован, либо находится с рабовладельцем в приятельских отношениях. Были случаи, когда человек обратился в полицию, а участковый звонит владельцу подпольной фабрики и говорит: «Почему у тебя люди убегают? Ты меня подставляешь! Приезжай, забирай работника».

- Андрей, проблема, как я понимаю, многолика. Какие еще формы может принимать это явление?

-Если брать Дагестан и Чечню, откуда нам чаще всего приходится вызволять людей, то там чаще всего россиян заставляют работать на кирпичных заводах, пасти стада в отдаленных горных районах или используют в качестве надомных рабочих.

Следующая большая категория - это нищенская мафия. Людей принуждают побираться -  угрозами, с помощью психологической обработки, нередко используя те же приемы, которые в ходу у тоталитарных сект.  Чаще всего в эту кабалу попадают граждане Украины, причем они могут свободно передвигаться, но деться им некуда, так как хозяин отбирает документы. Не менее 20 процентов попрошаек имеют возможность уйти, но боятся это сделать.

И, конечно,  сексуальное рабство – такие случаи тоже нередки, но в силу специфики до нас они нечасто доходят. Дело в том, что в России это распространено меньше, чаще всего человеку предлагают вполне благопристойную работу, а на деле продают за границу в бордель или подпольный гарем.

- Если говорить о причинах, то помимо уже озвученного несовершенства законодательства, почему в XXI веке мы сталкиваемся с пережитками средневековья?

- Одна из причин возникновения рабства - это правовая безграмотность. Люди просто не знают, как должны строиться трудовые отношения. В больших городах это происходит сплошь и рядом. Людям предлагают какую-то работу, проживание, питание не всегда даже озвучивая цифры по оплате.  Иногда заманивают возможностью жить и работать у моря, и человек, выпив чаю или пива, отключается, а просыпается уже на заводе в Дагестане. Вообще, в любом случае в том, что такое явление, как рабство, существует, часто виновата полиция. Либо стражи порядка недорабатывают, либо закрывают глаза, либо действуют с рабовладельцем в жесткой связке.

То есть, чтобы решить проблему, ничего не делается? У вас не опускаются руки от такого положения дел?

- Мы работаем. Обычная, рабочая очередь на получение нашей помощи - пять человек, но иногда накапливается до 20 заявок. А бороться с подобными явлениями можно только сообща.  Если брать попрошаек, то могу из своего опыта однозначно сказать, что когда люди перестанут подавать, мафия попрошаек исчезнет сама собой. В России тысячи профессиональных нищих. Примерно 60% из них – мошенники, 40% - современные рабы. Их заставляют заниматься попрошайничеством насильно, а всю прибыль отбирают «хозяева». Просто так встать на «точку» в Москве невозможно! Так как же отличить раба от мошенника.

- А как же правоохранительные органы? Кто-то ведь должен призвать мерзавцев к ответу?

- Мы освободили порядка пятисот человек, было заведено несколько уголовных дел. Но через некоторое время они благополучно были отправлены в архив.

У полиции и судов очень мало практики по этим вопросам, они просто не знают, как поступать. Нередки случаи, когда сотрудники звонят нам и спрашивают: «У нас тут человек из рабства убежал, что нам делать?»

В России приходится слышать, что если человека не держали на цепи, то это не рабство. В международной практике достаточно не прямых, а косвенных признаков, позволяющих говорить, что человек был в рабстве, или его принуждали к труду.

- И последнее. Что делать, если человек оказался в подобной ситуации?

- Пусть это покажется нескромным – связаться с нами. Мы, как минимум, проконсультируем. Если есть уверенность, что сотрудники полиции помогут, то пробовать привлечь полицейских, причем звонить нужно не по номеру 02, а по номеру 112 – там, по крайней мере, все обращения записываются.

Контакты движения «Альтернатива» можно узнать здесь.