19 апреля 2024, ПТ, 09:22
17 ноября 2017 Общество

Невольник из Средней Елюзани дал интервью порталу «Пенза-Взгляд»

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд; Андрей Рогулин

Корреспондент побеседовал с человеком, который утверждает, что побывал в рабстве, и его спасителем.

Первая полноценная еда на пензенской земле. Первое, второе и десерт. В последний месяц о такой роскоши 52-летний  Игорь мог только мечтать. В Сурский край скиталец прибыл из Волгоградской области и здесь надолго оказался в незавидном положении.

По его словам, жизнь пошла под откос 15 лет назад, когда он еще был фермером. Однако после ссоры с гражданской женой лишился семьи и крыши над головой, а потом украли документы, и пришлось стать бомжом.

Несмотря на неудачи, Игорь не спился и всегда работал: иногда за еду и кров, иногда удавалось получить какие-то деньги. Предложение жителя Средней Елюзани, который месяц назад повстречался на пути бродяги, было заманчивым.

«Я трудился в Волгоградской области. Пас стадо, приехал человек из Пензы покупать лошадей, позвал меня к себе работать, расписывал, какие у него хорошие условия для жизни и работы. Уговорил и забрал с собой», – рассказывает Игорь.

Трехразовое питание и сигареты, отдельный дом для жизни и отдыха на деле обернулись бараком без электричества и тарелкой вареной крупы один раз в день. Обещанная оплата снизилась с пятнадцати до пяти тысяч в месяц, но и эти деньги новый хозяин не платил.

«Я как зашел в этот барак, посмотрел и понял, что «попал» - из удобств только электричество, мяса я ни разу не видел. Говорили, что когда он режет овец, в меню появляются рога и копыта, но лично этого не застал. Хлеба тоже не было – вместо него в углу стоял мешок с мукой, из которого иногда один из нас стряпал оладьи на воде», - рассказывает Игорь.

Работать приходилось с 6 утра до 10 вечера без выходных – пасти баранов, ухаживать за коровами и лошадьми, кормить скотину. В случае отказа от работы хозяин психовал, угрожал физической расправой, мог лишить еды.  Отпускать при этом фермер нового работника не хотел. Побег из неволи осложняло также отсутствие документов.

Через «WhatsApp» Игорь общался со знакомой, которая подсказала номер движения «Альтернатива».

«Кроме меня два человека жили, работали, они, когда не было рядом хозяина, говорили, что очень недовольны, что денег ни разу не видели. Один работает год, другой – три, - говорит Игорь. - Даже в день, когда меня забирали, говорю: «Сейчас милиция приедет», а он начал перед лицом ногами размахивать, говорит: «Я тебя увезу за 20-30 километров и выброшу посреди поля, никто тебя не найдет и искать не будет», а затем отобрал телефон».

«Когда мы подъезжали, я пытался связаться с Игорем, телефон взял уже хозяин. Стал возмущаться, угрожать, но когда узнал о полиции, бросил трубку и вынул сим-карту из телефона», - дополняет рассказ вызволенного невольника активист движения «Альтернатива» Андрей Рогулин.

«Мы говорили с другими собратьями Игоря по несчастью, однако они стали уверять, что все хорошо. Это стокгольмский синдром -  когда после длительной неволи жертва защищает обидчика. Так происходит в нашей практике очень часто, и помочь человеку, если он сам не хочет этого, невозможно», - рассказывает Андрей.

Что касается судьбы Игоря, то у него появился реальный шанс изменить свою жизнь. Активисты движения «Альтернатива» планируют восстановить ему документы и устроить  на постоянную работу.

«Я уже не в том возрасте, чтобы мечтать, но очень хочется жить нормальной жизнью и завести семью», - поделился Игорь планами на будущее.

Фермером, который не соблюдает трудовое законодательство, будут заниматься правоохранительные органы. Однако, по словам Андрея Рагулина, вряд ли ему грозят серьезные неприятности. Это подтверждает его опыт: «За годы работы мы спасли из неволи более 400 человек. И сколько, вы думаете, уголовных дел было заведено на «хозяев» современных рабов? – спрашивает Андрей. – Ни одного!»

Интервью с активистом движения «Альтернатива» Андреем Рагулиным читайте на портале «Пенза-Взгляд» в ближайшее время. Речь пойдет о том, как выглядит современное рабство в России.