26 апреля 2024, ПТ, 20:08
28 января 2022 Интервью

Логопед Наталья Маньченкова: «Вопросы детского развития, тем более «особенных» детей, откладывать нельзя»

Автор:Влад Языков
фото:из личного архива Натальи Маньченковой

Медицинский психолог, специалист Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области рассказала о проекте «Мобильная Лекотека».

- Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о проекте, в чем его суть?

- Проект был создан в 2020 году и планировался несколько в другом формате. Мы должны были выезжать в районы региона, чтобы консультировать родителей вживую, была сформирована междисциплинарная бригада, в состав которой вошли клинический психолог, педагог-психолог, учитель логопед, учитель-дефектолог, имеющие опыт работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии и социальной адаптации.

Основной целью «Лекотеки» было формирование конструктивных моделей решения проблем ребенка с особенностями развития через методическое консультативное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам обучения, воспитания и развития. Для тех, кто живет в отдаленных от областного центра районах, это очень хорошее подспорье.

- Насколько я понимаю, планы из-за пандемии несколько изменились. «Лекотеку» пришлось переформатировать?

- Верно. Занятия проводились дистанционно с помощью практически всех возможных каналов связи — Viber, WhatsApp, Skype.

Это создавало определенные трудности, так как мы делаем логопедический массаж, где нужно иногда показывать, как ставится язычок, как делать пальчиковую гимнастику, объяснить некоторые элементы нейропсихологии. То есть в моей практике мне всегда требовалось, чтобы рядом находился родитель, через которого удобнее взаимодействовать с ребенком.

Сначала мы обзванивали родителей, устанавливали контакт, снимали напряженность и оговаривали тематику занятий, способствующую минимизации проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Часть занятий мы проводили с родителями, где объясняли теорию — к примеру, для чего нужно развивать мелкую моторику, для чего нужна артикуляционная гимнастика, как помочь ребенку при постановке звуков при развитии речи и так далее. Затем были занятия с детьми, где тоже требовалась помощь родителей. К примеру, помочь детям с расстройствами аутистического спектра, сконцентрировать внимание на видеосвязь.

- Какие особенности выявляются у детей, родители которых обращаются к вам за помощью?

- Это могут быть разного рода задержки психоречевого развития, задержки в развитии мышления, расстройства аутистического спектра. То есть совершенно разные заболевания, которые объединены понятием «ограниченные возможности здоровья». ОВЗ — не равнозначно инвалидности. Это педагогическое понятие.

Существуют определенные нормы развития, по которым специалист оценивает ребенка при поступлении в детский сад, либо в ходе приема, когда родители фиксируют какие-то отклонения и обращаются за помощью.

Они видят, что ребенок развивается не так, как остальные дети, не так, как сами они развивались, видят его неуспешность в какой-либо деятельности. Есть разные пути постановки диагноза, но это должен сделать специалист, как и наметить какие-либо действия для развития такого ребенка.

Проект направлен на оказание помощи детям с особенностями развития. Наша задача была — научить родителей взаимодействовать с детьми и проводить с ними занятия. Для того, чтобы они помогали ребенку на том этапе развития, на котором он находится в данный момент, потому что детей «с особенностями» мы уже не сравниваем с другими детьми.

В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», это определенные методики, определенные тесты. Мы смотрим, как развиты его когнитивные способности, двигательные способности, речевой аппарат, и исходя из этого разрабатываем специальную индивидуальную программу занятий для того, чтобы подтянуть его к норме и дать развитие его способностям.

- Насколько важна помощь самого родителя в этом вопросе, или помочь таким детям может только специалист?

- Первые пять лет ребенок развивается на энергии матери, и присутствие родителей очень важно в его жизни, а особенно для тех деток, которые немного отстают от сверстников, у которых «западают» какие-то функции. Родитель - это самый важный человек, первый, с кем знакомится ребенок, приходя в этот мир. Он лучше любого педагога может взаимодействовать с ребенком, знает все его особенности. Его роль трудно переоценить, но для того, чтобы качественно помочь ребенку, он должен знать, как это сделать, для чего это нужно и как это работает. Тут как раз мы и приходим на помощь. Проект направлен на то, чтобы помочь родителям развивать своего ребенка.

Выяснилось, что для родителей очень важно профессиональное мнение по вопросам развития ребенка с особенностями, важна оценка используемых ими моделей коммуникации, воспитательных инструментов, необходимых для сопровождения детей в процессе их социализации, их коррекция.

Особенно это важно в условиях пандемии, когда все закрыто, никуда нельзя ходить, и время от времени целые регионы уходят на вынужденные каникулы. Вопросы детского развития, тем более «особенных» детей, откладывать нельзя. Хорошо, что благодаря этому проекту у нас появилась возможность помочь.

- Как получалось обходить ограничения, связанные с онлайн-форматом?

- Привлечь внимание маленького ребенка через экран, тем более через экран телефона, с помощью которого зачастую проходили занятия, конечно же, очень сложно. Делали все, что возможно, это и яркие игрушки, и картинки, звуковое сопровождение. Я видела, как занимаются другие специалисты, и они иногда выходили в эфир в образе сказочных героев.

Дети есть дети, и любому ребенку что-то новое всегда интересно. Несмотря на особенности в их развитии, ребенку всегда интересно, когда кто-то новенький пришел к нему в гости, пусть даже через телефон. Конечно же, дети радовались нашим встречам, ждали их.

Они всегда очень тепло встречали, тепло общались. Дети — это уникальные существа, на мой взгляд. Работа с ними очень отличается от работы со взрослыми, так как от нее заряжаешься. В любом ребенке скрыта бездна позитива. У них всегда все хорошо. И даже если ребенок расплакался, у него после слез снова солнышко в глазах появляется.

Те занятия, которые я проводила онлайн, я высылала на электронную почту, все наглядные пособия, картинки, их можно открывать даже с телефона. Ребята ждали их и спрашивали: «А ты когда мне пришлешь письмо?».

- Каких результатов удалось достичь?

- На данный момент специалистами проведено 280 консультаций для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Системным консультированием охвачено 32 семьи.

Родители, участвующие в консультативных сессиях, получили информацию о психологических, физиологических адаптационных особенностях ребенка, освоили социальные модели коммуникации с особым ребенком, приемы понимания и принятия ребенка с ОВЗ в соответствии с его возрастными и психофизиологическими возможностями.

Считаю, что нам с коллегами удалось добиться неплохих результатов. Это подтверждают итоги повторной диагностики, выявившие положительные изменения в развитии, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также отзывы родителей и запрос на продолжение занятий.

Читайте также: «Водитель троллейбуса Ольга Фролова: «Эта работа и сейчас престижна».