23 ноября 2024, СБ, 10:16

Финуправляющим позволили получать документы с персональными данными третьих лиц

фото:Пенза-Взгляд

На рассмотрение Верховного суда РФ попал спор финансового управляющего и МВД.

Они разошлись в мнениях о том, можно ли в рамках дела о банкротстве получить копии документов, в которых содержатся персональные данные третьих лиц (определение ВС РФ №308-ЭС23-15786 от 26.12.2023г. по делу №А63-14622/2022).

Финансовый управляющий направил в МВД запрос о предоставлении сведений о наличии зарегистрированных и снятых с учета транспортных средств и прицепов к ним с предоставлением копий документов, подтверждающих регистрационные действия, который был исполнен. Однако в предоставлении копий документов, на основании которых совершены регистрационные действия, было отказано по причине содержания в них персональных данных иных лиц.

Считая отказ в предоставлении испрашиваемых копий документов незаконным, финансовый управляющий обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанции заявление финансового управляющего удовлетворили, отметив, что запрашиваемая информация необходима ему для осуществления обязанностей, возложенных на финансового управляющего законодательством о банкротстве, в том числе по выявлению имущества гражданина, анализу финансового состояния должника и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов.

Кассация решения отменила, посчитав, что финансовый управляющий может получить информацию, которая содержит и персональные данные иных лиц, только если в резолютивной части определения суда о его назначении в рамках дела о банкротстве указано, что такие действия дозволены. При отсутствии же в этом судебном акте таких указаний спорные документы можно получить лишь на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

При рассмотрении жалобы финансового управляющего Верховный суд решение кассации отменил, оставив в силе решения судов первой и апелляционной инстанций.

Как указал ВС, для осуществления возложенных на финансового управляющего обязанностей положения Закона о банкротстве наделяют финансового управляющего правом получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления. Соответствующую информацию управляющий вправе получать без предварительного обращения в арбитражный суд, запрашивая ее напрямую у лиц, имеющих доступ к такой информации или осуществляющих ее хранение.

Праву управляющего на получение информации корреспондирует его обязанность в случае, если иное не установлено Законом о банкротстве, сохранять конфиденциальность сведений, составляющих охраняемую законом тайну и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну. Из этого следует, что законодательством предусмотрены значительные гарантии прав третьих лиц, информация о которых стала известна управляющему.

Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае – государственный орган), по внешним признакам (prima facie) применительно к стандарту разумных подозрений проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.

Гражданин-должник обязан передать арбитражному управляющему все имеющиеся у него документы, в том числе по сделкам с контрагентами – третьими лицами. При этом закон не ставит исполнение обязанности по передаче документов в зависимость от получения согласия таких третьих лиц.

При банкротстве физического лица его гражданская дееспособность в определенном смысле ограничивается, в частности, он не вправе распоряжаться имуществом, подлежащим включению в конкурсную массу (в реструктуризации – без согласия управляющего либо утвержденного плана, в реализации – в принципе). В таких условиях финансовый управляющий фактически становится законным представителем физического лица, а потому управляющему могут быть предоставлены документы и сведения в объеме, по крайней мере, не меньшем, чем тот, который вправе запросить гражданин лично.

В Пензе информацию о любых аспектах процесса банкротства можно получить, обратившись в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих «Лига», которая действует в городе с 2004 года. Здесь работают настоящие профессионалы в этой сфере.

Связаться со специалистами саморегулируемой организации арбитражных управляющих просто - нужно позвонить по телефону 8 (8412) 66-08-18, прийти в офис по адресу г. Пенза, ул. Володарского, д. 9, офисы 301, 303 или отправить письмо на e-mail: 2_liga.ru@list.ru.

Реклама. СРО АУ Лига. Erid: LdtCKcATL

Ольга А.
Ольга А.