Что будет с ценой билета в транспорте Пензы?
Все экономические предпосылки говорят о возможном ее изменении.
С понятным внутренним сопротивлением жители Пензы приняли в прошлом году повышение цен на проезд в городском общественном транспорте. Вспышку социального негодования вызвал сравнительно небольшой рост тарифов. Транспортникам припомнили все грехи и проблемы, которые возникают в работе любого предприятия, но в тот момент именно люди, отвечающие за организацию перевозок, стали мишенью №1 для многих пензенцев. Попробуем разобраться, можно ли сдерживать расценки на билеты в реально существующих экономических условиях, и кого стоит винить в том, что тарифы вновь могут подрасти в ближайшей перспективе.
1. Стоимость горючего. Фактор, от которого невозможно отмахнуться. Вспомним, что делали частники, работающие в сфере грузоперевозок после того, как в апреле-мае 2018 года цены на бензин поползли вверх и преодолели психологическую отметку в 40 рублей за литр популярного АИ-95? Лично автору этого материала работающий на себя водитель объяснял, что не может больше сдерживать цены, иначе кормить семью будет нечем. Разве рыночные механизмы работают иначе в отношении крупных предприятий? Ничуть. Только ответственность их руководители несут перед сотнями таких водителей и их семей. Дорожает топливо — дорожает все. Те, кто говорит обратное — лукавят. Между тем, только с начала 2019 года стоимость бензина разных марок повышалась, как минимум, трижды.
2. Пассажиры требуют повышения уровня комфорта. Требование это абсолютно разумное и справедливое. Ровно того же хотят чиновники и депутаты, которым нужно отчитываться перед населением. Но есть проблема. Все, кто хоть немного интересуется взаимоотношениями перевозчиков и пензенской администрации, знают, что при ушедшем в отставку мэре город не всегда своевременно выполнял взятые на себя финансовые обязательства по компенсации затрат на перевозку льготных категорий пассажиров и дачников. Не раз предприниматели из сферы общественных перевозок говорили, что если ситуация не поменяется, встанет вопрос существования транспортной системы в Пензе как таковой. Можно ли в предложенных условиях повышать уровень комфорта? Да, и это делается, но не в том объеме, на который, видимо, рассчитывали горожане. Тем не менее, большинство автобусов и маршруток в областном центре никак нельзя назвать «убитыми». Часть из них - это новые машины, часть - б/у, но в прекрасном состоянии.
3. Горожан не устраивает отсутствие стабильной работы транспорта вечером. Ответ кроется не в зловредности «транспортных королей», а в том, что нет никакого экономического смысла запускать на линии поздно вечером столько же маршруток, автобусов и троллейбусов, как в часы пик. Кондукторы прямо говорят о том, что даже днем, в промежутках между пиковыми отрезками общественный транспорт ездит полупустым. И да, он может себе это позволить, если субсидируется достаточными суммами из бюджетов разных уровней. В противном случае работает по рыночным механизмам. Кто бы не пришел на место нынешних перевозчиков, логика останется той же. Будут деньги — будет достаточно машин на маршрутах - с раннего утра до позднего вечера.
4. ГЛОНАСС и «безнал». То и дело в социальных сетях приходится читать: как было бы здорово оплачивать проезд картой или телефоном с NFC. Согласны, было бы отлично, удобно, современно. К этому подталкивают и федеральные власти, для которых главное — не удобство, а прозрачный поток «безналичных» денег, который пройдет через терминалы кондукторов. Все удовольствия за ваш счет — говорит транспортникам государство. То же касается и оборудования автобусов системами слежения на основе спутниковой системы ГЛОНАСС. Сроки введения обязательных требований уже близко, и перевозчики понимают неотвратимость их вступления в силу, закладывая в затраты. Не платить — не вариант.
«Так неужели перевозчикам не хватает уже существующих тарифов после последнего повышения в августе?» - могут спросить нас читатели. Если кратко, то нет. Самое примечательное, что «наверху» понимают - при всех вышеперечисленных проблемах держать нынешние цены на проезд невозможно.
Не зря говорят, что «качественное дешевым не бывает». Эта фраза полностью описывает ситуацию в сфере транспортных перевозок. Об этом же в конце прошлого года заговорили и в администрации Пензы. Приведем только одну цитату: «Мы находимся в ситуации, когда нам нужно менять, обновлять транспорт, соблюдать требования безопасности, повышать качество обслуживания, увеличивать частоту рейсов, платить налоги. Выполнить это и при этом не повышать тарифы — это, на мой взгляд, невыполнимая задача».
Если в Пензе применять методику Минтранса РФ по расчету стоимости проезда в автобусе, которой должны руководствоваться муниципалитеты, формируя тариф, он будет составлять 47 рублей. Для подавляющего большинства россиян такие расценки можно отнести к заоблачным. Поэтому данные методики применимы разве что к столичному транспорту, где проезд по единому билету на автобус, трамвай и троллейбус обходится москвичам в 57 рублей.
Отметим, что перевод автобусов на регулируемые тарифы проблему решит едва ли, так как на это также потребуются дополнительные средства. Еще в конце лета в областном центре прошел круглый стол «Дорогое передвижение по дорогам Пензы». Его участники – журналисты, кандидаты в депутаты Пензенской городской Думы, представитель регионального правительства, отвечающий за транспортную сферу - обсудили текущую ситуацию, сложившуюся в отрасли, и возможные перспективы развития общественного транспорта в Пензе. Во время обсуждения прозвучало, что только на покупку автобусов может потребоваться миллиард рублей.
Понятно, что пензенский бюджет такой роскоши себе позволить не может. Да и бюджетные деньги – это, в конечном счете, наши налоги. За качество придется платить либо непосредственно в транспорте, покупая билеты, либо снимая деньги с ремонта и строительства социальных объектов - детсадов, школ и других.
Какой же из всего вышесказанного стоит сделать вывод (если не поддаваться эмоциям, а произвести трезвый расчет)? Непопулярный — нужно поднимать стоимость проезда. К сожалению, транспорт не поедет без топлива, водители не будут работать за идею, а новые терминалы не подарит дедушка Мороз. Новый год уже прошел, и всем, хоть этого порой и не хочется, пора вернуться в реальный мир.