26 апреля 2024, ПТ, 09:10
13 сентября 2019 Актуально

Психолог Михаил Хасьминский: «Многие педстоставы думают, что в их школе суицида не будет»

фото:Пенза-Взгляд

В Пензе на семинаре про профилактике суицидальных рисков среди несовершеннолетних выступил эксперт по кризисным ситуациям.

В пензенском Доме молодежи 13 сентября собрались представители образовательных учреждений города и области, представители КДН, УФСИН и других ведомств. Приглашенным гостем стал психолог Михаил Хасьминский, специализирующийся на суицидах. О том, что в Пензе пройдет семинар с его участием, было сообщено в понедельник на оперативном совещании в правительстве, где стало известно о двух трагедиях — подростки решили уйти из жизни.

Михаил Хасьминский отметил, что в последнее время в числе несовершеннолетних суицидников появились дети 10 лет и младше — такие ЧП происходят в разных городах страны.

«Дело в том, что дети подражают взрослым. Например, когда мама говорит: «Лучше бы я повесилась». Именно поэтому важно следить за своим поведением, за своей речью», - отметил спикер.

 

Также психолог подчеркнул роль школы в предотвращении несчастных случаев.

«Многие педсоставы думают, что в их школе такого не будет, потому что думают: «Наши лучше всех, это не про нас». Но это не так. Учителям запрещают говорить о суициде в школе. Мол, думают, что если у ребёнка что-то плохо на душе, то это его подтолкнёт. Но это неправда. Тот, кто в это вовлечен, и сам узнает, и про способы прочитают. Кто же сказал, что нельзя об этом говорить? Спрашиваю у учителей, а они молчат», - рассказывает эксперт.

С другой стороны, отмечает Михаил Хасьминский, по самой школьной программе можно составить целую энциклопедию по примерам суицидов - «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Бедная Лиза», да и сами писатели, решившие свести счеты с жизнью.

«И обо всех них говорят в романтизированной аспекте. Поэтому я бы предложил присмотреться к школьной программе. Там же полно пропаганды суицидальных настроений. Но вы можете их использовать в качестве профилактики самоубийств! К примеру, сказать о негативных последствиях. Сказать, что стало с Анной Карениной и её семьёй, что потеряла русская литература без Есенина. Иногда учителя литературы сопротивляются. Как-то мне сказали: «Что же мне - Шекспиру позвонить и попросить переписать?». Нет, нужно просто с умом действовать. А вы предложите ученикам рассказ Веллера «Самоубийство» - поучительно. Там тоже было двое влюблённых, против их любви все были настроены, они хотели закончить жизнь самоубийством. Однако вместо таблеток им дали слабительное. В итоге всё закончилось комично, а в конце они просто разлюбили друг друга и нормально жили друг без друга. И такие примеры нужно давать», - уверен психолог.

Специалист отметил, что все 100% людей имеют те или иные психологические проблемы.

«Из всех людей примерно 20 процентов - душевнобольные, с ними можно вести только профилактику, 20% - аффективные расстройства, их невозможно предотвратить, и 60% - те, у кого психологические, душевные проблемы, вот с ними можно вести работу. Мы рассуждали и пришли к выводу, что, если всё сделать идеально, то можно предотвратить 30% суицидов», - сказал Михаил Хасьминский.

Другие актуальные материалы читайте здесь.