На вопросы журналистов ответили руководитель исполнительного комитета «Общероссийского Народного фронта» Сергей Мельников и генеральный директор ООО «Управления благоустройства и очистки» (региональный оператор по северной зоне обслуживания) Андрей Архипов.

Сергей Мельников, руководитель исполкома ОНФ по Пензенской области: По «горячим линиям» только за февраль нам поступило более 200 звонков. Большинство - из районов. Основные претензии в глубинке следующие: людей беспокоит, что тариф там выше, чем в Пензе. Так как у них доходы ниже, чем в областном центре, люди считают это несправедливым, волнуют массовые ошибки в квитанциях, жалуются на нерегулярный вывоз мусора. Основное количество звонков поступило из Западной и Восточной зон. Лидерами стали Башмаковский и Вадинский районы, а также город Никольск, из которого поступило более 50 звонков. Основной посыл: при повышении тарифа на коммунальную услугу качество ее оказания осталось на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже ухудшилось.

Андрей Архипов, генеральный директор ООО «Управления благоустройства и очистки»: С начала февраля нам поступило 5000 звонков, по всем даны разъяснения, дано 700 ответов по электронной почте. Основные темы звонков - ошибочно указанное в квитанции количество человек, проживающих в домовладении, также неправильное количество квадратных метров. Все эти обращения мы принимаем, но для того, чтобы был сделан перерасчет, необходимо документальное подтверждение количества проживающих, то есть домовая книга.

Что касается нашей работы по Пензе, мы организовали 12 дополнительных маршрутов. Если и есть какие то сбои, то в начале весны мы их ликвидируем. Многоквартирные дома уже сейчас практически полностью переведены на ежедневный вывоз мусора.

- Кто должен следить за благоустройством и чистотой на контейнерных площадках? Есть ли в этом вопросе ясность?

А.А.: Благоустройством контейнерных площадок должен заниматься тот, у кого право собственности на землю, на которой расположена контейнерная площадка. Это закреплено законодательно. То есть, в Пензе около 700 контейнерных площадок — 400 из них находятся на муниципальной земле, порядка трехсот - на земле управляющих компаний.

-То есть в тариф этот платеж не входит? Означает ли это, что людям придется платить за услугу отдельно?

С.М.: Вообще контейнерная площадка входит в общедомовое имущество, и ее обслуживание закладывается в соответствующую графу. Какие-то дополнительные платежи уже будут целиком на совести руководства управляек.

- Заложены ли в тарифы на вывоз ТКО инвестиционные составляющие — то есть деньги, которые пойдут на развитие этой сферы?

А.А.: Нет.

- А что тогда заложено в тариф?

А.А.: Это захоронение, вывоз и транспортировка мусора и различные налоги. Но несмотря на то, что в тарифе нет инвестиционной составляющей, это не значит, что не будет развития отрасли. Уже много говорилось о строительстве мусороперерабатывающего завода в Пензе. Его построят на частные инвестиции.

- Граждане говорят, что цена изменилась, а сама услуга нет.

А.А.: На самом деле не изменилось только название. Начнем с того, что мусор будут вывозить ежедневно, а не один-два раза в неделю. Кроме того, в тариф вошел вывоз крупногабаритного мусора, который вывозился по отдельному тарифу и по отдельным договорам, и, главное, не нужно забывать, что это общий тариф, то есть он един для всей зоны обслуживания: и для Пензы, и для удаленных сел, которые входят в единую сеть обслуживания.

- Изменения тарифов по коммунальным услугам в этом году будет дважды. Коснется ли это мусорного тарифа? И еще один вопрос: изменится ли стоимость услуги для потребителей, если будет принято решение об освобождении от НДС?

А.А.: Во-первых, пересмотр тарифа 1 июля ожидается, во вторых, что касается НДС, то Госдума еще не приняла соответствующие законодательные акты. Как только это будет сделано, будет пересмотр тарифов в сторону уменьшения.

- Сборы за коммунальную услугу повысились?

А.А.: Пока понизились, прошла оплата порядка 40 процентов. Будем принимать меры через суды.

- Такая ситуация: человек живет в частном секторе, договор на обслуживание заключен не был, контейнерной площадки нет. А он все равно платит.

А.А.: Необходимо заключить с городской администрацией договор об установке контейнерной площадки, либо с нами на подворовый вывоз.

Все те, кто возмущается и говорит, что у него мусора нет, а то, что есть, сам на машине на общую площадку вывозит, просто перекладывает свои мусорные проблемы на чужие плечи, значит, за него платят люди, во дворе которых этот контейнер расположен, так как контейнер наполнялся быстрее, они платили больше, так как услуга выставлялась по количеству выездов. Теперь эта несправедливость устранена.

- Предусматривает ли реформа раздельный сбор мусора?

А.А.: Вообще предусматривает, но это точно будет сделано не завтра. В этом году мы планируем отдельно собирать стеклянную стеклотару и бутылки ПЭТ. Нужно посмотреть, как это будет продвигаться. Есть и некоторые законодательные проблемы, которые необходимо решить.


-К чему должна привести реформа? Большинство жителей возмущается именно тем, что счет за коммунальную услугу уже подняли, однако то, какие именно улучшения ожидают людей, им так и не объяснили.

А.А.: Приведу пример. С территории Иссинского района на иссинский полигон в течение года было перевезено около 3 тысяч тонн мусора. Регоператор, только начав работать, лишь за месяц вывез 1380 кубометров мусора, и это только за январь. Ни один кубометр отходов, который забирается с контейнерной площадки, уже не попадет ни в лесополосы, ни на поля, все будет вывезено на полигон. Есть планы по развитию отрасли. Между правительством региона и инвестором подписано соглашение по строительству завода по переработке мусора. Будет убираться крупногабаритный мусор, и, в конечном счете, плюсом мы получим улучшение экологической ситуации. 

- Несанкционированные свалки - это не только и не столько вопрос вывоза мусора, но и вопрос контроля. Кто будет контролировать их и на кого ляжет задача по их ликвидации?

С.М.: Мы общались на эту тему с региональными операторами. У нас существует проект ОНФ, который называется «Карта свалок», в котором отмечено более ста объектов на территории региона. Когда мы обращались в муниципалитеты, эффект был минимальным, так как самое распространенное обоснование отказа убрать свалку было: «Нет денег». Теперь мы пришли к решению, что по всем объектам, которые не попали в территориальную схему, мы будем выставлять письма с их координатами. Чтобы региональный оператор их убирал.

А.А.: Уже столько ущерба нанесено экологии, столько этих объектов существует, что однозначно - за этот год все их ликвидировать мы не сможем, но работать в этом направлении будем активно.

-Как быть с промышленными отходами и строительным мусором, которые не попадают в сферу интересов регионального оператора?

С.М.: Мы сейчас Народным фронтом поднимаем эту тему. Вплоть до того, чтобы инициировать внесение изменений в законодательную базу региона за ужесточение административной ответственности за вывоз промышленных отходов. Мы провели свой мониторинг по отходам мебельного производства. Никто из мебельных компаний не вывозит их ни на полигон, ни на переработку. Их просто сжигают, что стало громадной проблемой в Кузнецке, где много мебельных предприятий и гарь чувствуется даже на удалении от этих объектов. В Пензе другая схема — нанимается машина, все вывозится в ближайшие посадки на трассу М5 Урал, под Бессоновку.

А.А.: То же касается строительного мусора. Можно заказать эту услугу как у нас, так и у сторонних компаний, но только мы можем гарантировать, что этот мусор окажется на полигоне, а не в посадках. Чаще всего люди просто сваливают строительный мусор на контейнерные площадки. Мы, конечно, вывозим, несмотря на то, что это не наш профиль. Наказать пока за это практически невозможно.

- Что можете сказать по поводу жалоб от населения, на то, что мусор не вывозится?

А.А.: За всеми нашими машинами мы наблюдаем в реальном времени, все машины оборудованы видеорегистраторами, и видеоматериалы хранятся в течение трех недель. Если мы получаем сигнал, то по факту проводим расследование. Чаще всего оказывается, что проезд к контейнерной площадке был заблокирован личным автотранспортом.

С.М.: Мы тоже сейчас подключились к решению этой проблемы, стали фотографировать автомобили, которые блокируют проезд во дворах, и за неполных три дня у нас уже 20 фотографий. Уже по этому можно судить о главной причине, по которой вывоз не был осуществлен в срок. Мы договорились с ГИБДД, и в ближайшее время проведем рейды по самым проблемным точкам, которые были выявлены совместно с регоператором.

Другие статьи про то, как реализуется «мусорная реформа» в Пензенской области, читайте здесь и здесь.