Споры о мусорной реформе начались еще до того, как она стартовала. Народ по привычке был заранее недоволен инициативой правительства. После того, как в квартиры в феврале принесли первые квитанции, это недовольство выросло. Как оказалось, за привычную услугу, которая для простого обывателя не сильно видоизменилась, приходится платить больше. По крайней мере, сумма в квитанции увеличилась у большинства жителей области, независимо от того, произодится расчет исходя из квардратных метров (как в МКД) или числа проживающих в жилом помещении (как в частном секторе).

Некоторые недостатки новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выявили рейды представителей «Молодежки ОНФ», которые проходили с начала февраля.

Так, на улице Лермонтова жители пожаловались на отвратительное состояние мусорки, которая, по их словам, всегда переполнена, между тем представитель регоператора уверяет, что мусор вывозится ежедневно, а уборка площадки — сфера ответственности управляющей компании. На Красной, 26 площадка оказалась чистой, зато рядом обнаружилась свалка крупногабаритного мусора.

«Всего в Пензенской области выявлено несколько проблемных точек — это Вадинский и Башмаковский районы, несколько адресов в Пензе. Данные нарушения фиксируются, и пути их устранения разрабатываются совместно с регоператорами», - отметил координатор проекта «Молодежка ОНФ» в Пензенской области Андрей Сушков.

Ряд проблем выявила и «горячая линия», которая действует в Пензе и районах области.

«Люди жалуются на то, что вовремя не вывозится мусор, особенно крупногабаритный, что нет четкого графика вывоза, это касается частного сектора. Вызывают недовольство и непонимание новые тарифы. Граждане говорят: «Мы не знаем, когда приедет машина, куда нести мусор». В нескоторых селах мусоровоз не видели с 1 января ни разу», - говорит эксперт ОНФ в Пензенской области Вадим Митюшин.

Между тем, компании, работающие в сфере утилизации отходов, полны оптимизма, что неудивительно, ведь они ожидают, что реформа позволит сделать их бизнес рентабельным.

«Почему бизнес по утилизации мусора прибыльный в других странах? Потому что на эти цели идут хорошие дотации государства. Там, к примеру, не облагаются налогом организации, которые занимаются вторсырьем. Мы только начинаем делать в этом направлении первые шаги. Мы вступили в реформу. Планов много, много принимается в последнее время законов и подзаконных актов, поэтому, надеюсь, в ближайшие 2-3 года мы должны выйти на другой уровень рентабельности нашей компании», - говорит генеральный директор ООО «Управления благоустройства и очистки» Андрей Архипов. Его компания является региональным оператором по вывозу мусора, в том числе в областном центре.

По его словам пусть изменения незаметны, но они уже начались: «Мы расставили дополнительные контейнеры там, где это было необходимо. Плюс мы начали забирать крупногабаритный мусор, это тоже входит в тариф. Мы запустили порядка 12 маршрутов по городу Пензе именно по крупногабариту, то есть это не строительный мусор, для которого свои условия утилизации, но мы рассчитываем, что скопления крупногабаритного мусора с контейнерных площадок исчезнут».

Увеличение сумм в квитанциях представитель регоператора объясняет выросшим «плечом доставки» мусора.

«Мы не должны забывать, что это общий тариф по всей зоне обслуживания. И он распространяется на Иссу, на Лунино, на отдаленные поселки. Из некоторых населенных пунктов до этого мусор вообще никогда не вывозился. Первый эффект, который должны ощутить жители области, — это сокращение и исчезновение несанкционированных свалок в лесах, в полях. Если раньше в поселках выбрасывать мусор было попросту некуда, его относили и в посадки, и в поля, то в течение этого года мы должны охватить всю территорию нашей области, и людям не нужно будет бросать мусор в лесах и посадках», - говорит Андрей Архипов.

Этот факт, конечно, не может не радовать. Однако, получается, что жители Пензы фактически компенсируют расходы компании на вывоз мусора из отдаленных поселков и пока в качестве компенсации регоператор может предложить жителям областного центра лишь моральное удовлетворение от вложения в доброе дело.

«Я думаю, у наших граждан достаточно морального сознания, чтобы понять, что такое положение вещей необходимо», - считает гендиректор компании.

Еще один нерешенный вопрос - обслуживание контейнерных площадок у домов в Пензе. Не везде они находятся в зоне ответственности управляек, а в тариф, установленный для регионального оператора, эта услуга не входит.

Все вопросы должны быть сняты с приходом весны, когда региональные операторы должны представить «дорожную карту», где будут четко прописаны все изменения, которые должна принести новая «мусорная реформа».

Читайте также о том, что жители Земетчинского района Пензенской области в феврале получили платежки за мусор на умерших родственников.