26 апреля 2024, ПТ, 06:44
19 октября 2018 Актуально

Психолог Анастасия Лучик: «Большинство стрелков сообщают о своих планах»

фото:pixabay.com

Специалист по семейным проблемам - о предпосылках керченской трагедии, а также о том, как снизить вероятность ужасных событий.

Уровень агрессии россиян с 1981 по 2011 год по разным статистическим исследованиям вырос примерно в 3 раза. Дети растут в информационной среде, где президент регулярно демонстрирует военную мощь, депутаты Госдумы не стесняются домогательств, силовики практикуют пытки, а домашнее насилие декриминализируется. Все это аргументируется традиционными ценностями, особенным путем народа и страны. Особенный путь от толерантности к насилию, пропаганде насилия.

Почему тогда мы ждем, что подростки откажутся от агрессии? Мы проходим мимо дерущихся детей, не вызываем полицию, когда слышим ссоры соседей, знаем в каких местах разрешения на оружие и вождение автомобиля выдаются формально. И молча соглашаемся с этим.

Это глобальные предпосылки тех трагических событий, которые заставили нас в последние дни обратить внимание на Керчь. Если говорить о более частных вещах, то каждому взрослому нужно знать следующую вещь: условно можно выделить три типа школьных стрелков.

Травмированные стрелки. Это дети из неблагополучных семей. С ними жестоко обращались, часто они переживали опыт сексуального насилия дома или вне его. В конце концов, они могут решиться на преступление против себя или кого-то другого.

Но родители не всегда виноваты. Известны случаи, когда благополучные подростки без опыта насилия дома, решались на ужасные преступления. К таким людям относятся два других типажа.

Психопатичные. Это дети, обладающие психопатичным характером. Они не испытывают сочувствия к другим людям, игнорируют авторитеты, правила, испытывают садистское удовольствие от власти над другими. Они харизматичны, у них могут быть друзья.

Психотические. Самая малочисленная группа. Большинство людей, страдающих психическими заболеваниями, слышащих голоса или страдающих от паранойи, совершают преступления не чаще, чем обычные люди. Большинство симптомов можно держать под контролем, если продолжать следовать предписаниям врача. Но иногда болезнь выходит из под контроля. Как правило, это происходит, когда молодой человек прекращает прием препаратов (чаще всего по решению родителей). В этот момент он может причинить вред себе или окружающим.

Что может сделать каждый взрослый?

Если вы замечаете за человеком любого возраста следующие признаки:

- Неожиданный интерес к оружию

- Открытые угрозы и высказывания: «я не хочу жить», «я убью их когда-нибудь»

- Жестокое обращение с животными

- Отсутствие раскаяния, наслаждение жестокостью

- Подражательство, восхищение школьными стрелками, другими убийцами

- Крайнее недовольство жизнью, ощущение загнанности в тупик

- Маленькие, но нарастающие по своей жестокости поступки,

узнайте о проблемах, организуйте помощь. Если это несовершеннолетний, донесите их серьезность до родителей, учителей. Продолжайте настаивать на их внимании к проблеме, пока не убедитесь, что вас услышали.

Научите себя и детей не пропускать мимо ушей слова: «Я не хочу жить», «Я убью тебя». Люди, произносящие их, в беде. Вы не можете «на глаз» оценить, всерьез они это сказали или преувеличили. Дети должны сообщать о таких вещах взрослым. А взрослые - проследить, чтобы проблемой занялись. С агрессией работают психологи и психиатры.

Объясните детям, что такие вещи, как готовящаяся стрельба в школе, нельзя держать в секрете. По статистике, большинство стрелков сообщают о своих планах кому-либо из окружения.

Станьте амбассадором культуры ненасилия. Откажитесь от мелких нарушений, даже таких как мат или привычки выбрасывать мусор в неположенных местах. Не позволяйте людям вокруг совершать их. Будьте доброжелательны. Большинство людей хороши и совершают плохие поступки из-за того, что все вокруг их совершают. Большие преступления начинаются с малых.