26 апреля 2024, ПТ, 03:30
16 октября 2017 Актуально

Выбор из одного варианта: что не так с госзакупками в Пензенской области?

фото:utmagazine.ru; http://www.nb-forum.ru

В результате аукционов пензенское здравоохранение получает более дорогое и менее эффективное оборудование.

О закупке для нужд пензенского здравоохранения двух стационарных флюорографов и такого же количества маммографов портал актуальных новостей «Пенза-Взгляд» уже писал.

Напомним, что в рамках улучшения материально-технической базы согласно программе «Развитие здравоохранения Пензенской области с 2014 по 2020 год» в лечебные учреждения региона планируется поставить оборудование из Белоруссии. Такие выводы можно сделать, изучив данные, имеющиеся в открытом доступе. По крайней мере, условия к поставщику оборудования практически отсекают предложения других производителей. В результате, по мнению специалистов, Пензенская область получит оборудование, которое уступает по характеристике аналогам.

Кроме того, для стационарных флюорографов стоимостью более 11 миллионов рублей еще необходимо подготовить помещение, что обойдется в дополнительные четыре миллиона бюджетных денег.

Немного теории: государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Их порядок регулируется законом РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить самые выгодные условия и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов».

Но это в теории, а нас интересует практика. Возможно ли сделать так, чтобы при проведении открытого аукциона контракт выиграл именно тот поставщик, который нужен?

Раз за разом пензенский минздрав доказывает, что такое возможно. Практически все техзадания, которые необходимы для участия в аукционах, «заточены» под конкретного производителя. Чтобы не быть голословными, приведем примеры.

В распоряжение редакции портала «Пенза-Взгляд» попала техническая документация к проведению электронного аукциона на приобретение передвижных маммографов для ГБУЗ «Каменская межрайонная больница». Согласно техзаданию, заказчику требуется кузов цельнометаллический, сварной, несущий, вагонной компоновки. Такое описание подходит лишь к оборудованию на шасси ПАЗ. Специалисты, работающие в сфере поставок медтехники, утверждают, что требования сформулированы под производителя передвижных медицинских комплексов ООО «Торговый дом Вормса», который использует шасси от ПАЗика: других на территории России просто не существует. Между тем, расчет начальной цены контракта согласно документации был сделан путем получения предложений от пяти производителей. Каких? Большой вопрос.

Между тем, факты, приведенные выше, по мнению специалистов, нарушают Федеральный закон «О защите конкуренции», который гласит, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание одному или нескольким участникам торгов преимущественных условий.

Еще один пример составления требований к закупаемому оборудованию. На этот раз поставщик выиграл контракт, однако опасается, что не сможет его исполнить. Так как поставляемая им техника имеет характеристики… лучше, чем те, что были заявлены в техническом задании.

 Речь идет о поставке наркозно-дыхательных аппаратов в пятую клиническую больницу Пензы. Ситуация близка к абсурду.

Это акт о приостановке исполнения обязательств по контракту, направленный руководству медучреждения после того, как поставщик обнаружил, что медицинских аппаратов, полностью соответствующих данным техзадания, попросту нет. В распоряжении поставщика ООО «Циклон» имеется аппаратура с улучшенными, по сравнению с техтребованиями, характеристиками. Выход из положения есть – либо принять дополнительное соглашение к контракту, либо его расторгнуть и провести еще один аукцион, уточнив техническое задание.

Сделать это необходимо безотлагательно: финансовый год подходит к концу и закупка оборудования ставится под угрозу срыва. Однако ответ из больницы №5 поражает логикой. В нем сообщается, что оборудование, указанное в техническом задании, существует, так как аукцион состоялся, и в нем было два участника, один из которых победил в торгах. В связи с этим медучреждение предлагает поставить оборудование, полностью соответствующее характеристикам, указанным в конкурсной документации. А за неисполнение условий контракта или срыв сроков поставки грозит направить сведения в антимонопольный комитет.

При этом понятно, что главврач выражает позицию своего непосредственного начальства - министерства здравоохранения Пензенской области, а не свою собственную.

Под конец немного истории: когда-то существовало выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества». Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для нужд императорской семьи и государства. Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства и при этом не иметь жалоб от потребителей.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче - теоретически получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен. Как видим, теория не всегда совпадает с практикой. По крайней мере, на пензенской земле.