23 апреля 2024, ВТ, 11:04
4 марта 2021 Актуально

Эксперты рассказали, как наживаются ветеринары на владельцах домашних питомцев

фото:Пенза-Взгляд

Рассказываем о том, что должно насторожить в предложениях частных ветклиник, на что обратить внимание и куда жаловаться, если вы столкнулись с «айболитами-оборотнями».

«Заплатили бешеные деньги, а питомцу так и не помогли», - с такими сообщениями можно часто столкнуться в Сети. В списке самых распространенных проблем, которыми делятся друг с другом пользователи в соцсетях, находятся жалобы на некачественно оказанные услуги врачом-ветеринаром.

Это неудивительно: во-первых, на любви к домашним питомцам пытаются сделать деньги не только честные бизнесмены, но и мошенники., а во-вторых, надзор за оказанием ветеринарной помощи менее строгий, чем в клиниках и здравпунктах для людей, в-третьих, квалификация сотрудников ветклиник зачастую оставляет желать лучшего.

Разберемся, что делать, чтобы вас не обманули, ваше животное выздоровело, вы не заплатили лишних денег и куда жаловаться, если это произошло.

Специалисты проекта Роскачество отмечают, что законодательство регулирует данную сферу с помощью следующих правовых актов:

  • Постановление от 6 августа 1998 года № 898 «Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг».
  • Закон «О ветеринарии».
  • Закон «О защите прав потребителей».

Как понять, какая помощь необходима вашему питомцу, а какая идет «в нагрузку»?

Что должно насторожить?

  • Визит на дом. Если эту услугу вам настоятельно рекомендуют, даже если в ней нет необходимости.
  • Отсутствие четкого диагноза. «Болезнь почек», «слабый иммунитет», «проблемы с желудком» - это не диагноз, который должны дать профессионалы. «Такое описание недомоганий питомца неинформативно и не может быть основой для грамотного лечения», - отмечают специалисты.
  • Назначение ненужных исследований, тестов и проверок. Длинный список анализов - сфера, где, в силу нашей неосведомленности, мы стараемся не спорить с врачом. Так как все услуги платные, для сотрудника ветклиники это самая простая возможность нагрузить ваш итоговый чек. Однако даже неспециалиста должны насторожить многочисленные тесты, направленные зачастую на исследование тех органов, которые питомца не беспокоят.
  • Попытки продать вам лекарства.  По мнению экспертов, клиента должны насторожить навязчивые попытки продажи в клинике каких-либо медицинских препаратов. Вполне возможно, что вы получите их по сильно завышенным ценам. Добросовестные врачи выписывают средства, которые хозяева болеющих питомцев приобретают в аптеках по своему усмотрению.
  • Помещение животного в стационар, когда это не нужно. Передержка в стационаре клиник - услуга платная, поэтому сотрудникам выгодно задержать животное на «больничной лежанке» как можно дольше. Следует понять, насколько необходимо это самому четвероногому пациенту.
  • Бессмысленные процедуры и курсы лекарств. Тут все как у людей: должны насторожить предложения дорогих курсов витаминов «для поддержания иммунитета» и прочее шаманство - для гладкой шерсти, ловкости лап и крепкости когтей.

Как обезопасить себя от лишних затрат?

Специалисты проекта Роскачество советуют составить смету лечения. Эту услугу должны обязательно предложить клиенту перед началом лечения животного (глава V Постановления «Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг).

По закону она может быть твердой или приблизительной. В первом случае специалист с самого начала составляет полный перечень услуг, которые будут оказаны клиенту, указывает стоимость препаратов и исследований, работы врача.

Корректировки в такую смету вносятся только в случае чрезвычайных обстоятельств. Однако и в этом случае ветеринарная клиника должна аргументировать изменение итоговой суммы и по требованию клиента предоставить доказательства того, что это объективные причины.

Если по ходу лечения возникает необходимость проведения дополнительных дорогостоящих процедур, врач должен заранее предупредить об этом хозяина животного и получить от него согласие. Потребитель в таком случае вправе отказаться от исполнения договора (но если какие-либо манипуляции с животным уже были проведены, то эту часть выполненных работ нужно будет оплатить).

Приблизительная смета не фиксирует конкретную сумму. Включенные в нее услуги, исследования и манипуляции с животным могут изменяться в зависимости от того, как проходит лечение.

На что обратить внимание при выборе ветеринарной клиники?

Распознать мошенников можно и по формальным признакам. Для этого перед обращением необходимо узнать чуть больше о том месте, где планируете лечить своего питомца:

  • У клиники должен быть адрес, существующий не только в виде точки на виртуальной карте. Если вам не отказывают в возможности прийти на прием в клинику, это уже неплохой знак.
  • На сайте клиники должен быть прайс-лист с датой. В этом прайс-листе перечисляют конкретные услуги, для каждой из них указывается конкретная цена.
  • Администратор, осуществляющий запись на прием, также должен озвучивать цену за те услуги, которые прогнозируемо будут оказаны. Например, цену за осмотр ветеринаром и базовые анализы вам должны четко назвать.
  • В серьезной клинике есть несколько специалистов разных профилей (например, не только ветеринары общего профиля, но еще стоматологи, окулисты, хирурги). Конечно, их присутствие в штате необязательно, но если такие врачи есть, это должно внушать доверие к клинике.
  • Клиника должна располагать необходимым оборудованием для УЗИ, исследований, проведения анализов. Наличие всей необходимой техники говорит о серьезном подходе.
  • При первом обращении вам предложат типовой договор и (в случае начала лечения) составление сметы, о которой мы писали выше. Договоры чаще всего по умолчанию стандартные, но не являются дискриминационными, не содержат противоречий с законодательством и нарушений прав потребителей.

Куда обращаться, если вы нарвались на плохих врачей?

Если ваш питомец, не дай бог, пострадал в ходе лечения, вы можете обратиться в клинику с жалобой и с требованием возместить вам материальный ущерб (в соответствии с законом «О защите прав потребителей»).

Если уверены, что гибель животного наступила в результате непрофесиональных действий сотрудников ветклиники, вы можете требовать вернуть вам все средства, потраченные на лечение, а также компенсировать стоимость животного и моральный вред.

Что делать?

Написать жалобу. Для получения компенсации или возврата средств нужно подготовить жалобу в двух экземплярах, в которой необходимо изложить претензии к ветклинике. Один из экземпляров передается в администрацию ветеринарной клиники. Если вашу жалобу проигнорируют, идите в суд.

Подготовить доказательства. Необходимо собрать все аргументы, которые могут доказать вашу правоту. Не выкидывайте во время лечения и храните в одном месте все документы, выписки, чеки, рецепты и медицинские карты, которые подтвердят, что вы действительно обращались в клинику и получали от ее врачей рекомендации по лечению и медицинские услуги. Подумайте, кто из свидетелей может подтвердить вашу правоту, подготовить фотографии.

Провести экспертизу. Независимая ветеринарная экспертиза, которая подтвердит или опровергнет ошибки в действиях врачей, будет железным аргументом при доказательстве вашей правоты. Получить заключение экспертов вы можете в любом медучреждении, которое оказывает такого рода услуги (они должны быть вписаны в устав учреждения). Но если вы обращаетесь в частную организацию, убедитесь, что она зарегистрирована в региональном органе исполнительной власти. Экспертиза может быть назначена:

  • по инициативе сторон (инициатором может быть либо потерпевший, либо клиника);
  • по постановлению правоохранительных органов (если действия сопряжены с жестоким обращением с животным, в случае рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 245 УК РФ);
  • по постановлению суда (в случае судебного рассмотрения спора в порядке гражданского судопроизводства).

Читайте также: «Поесть стритфуд и выжить. Миссия выполнима