Натур-халтур: как российские производители наживаются на моде на органические продукты?
Согласно статистике, 82% опрошенных россиян отдают предпочтение органическим продуктам. Однако большинство не может назвать характеристики такой продукции и путают понятия «органический», «натуральный», «био», «эко».
Чтобы выяснить, как часто россияне покупают органические продукты и умеют ли они отличать их от обычных, Центр изучения потребительского поведения Роскачества (ЦИПП) опросил 1000 человек в возрасте от 18 лет, проживающих в городах с населением от 100 000 человек по всей стране.
Проект Роскачество опубликовал результаты этого исследования. Они ожидаемы, но неутешительны: 64 процента опрошенных отдает предпочтения продукции с пометкой «натуральный», 27% - с пометкой «био», 22% покупают «эко» продукты и лишь 17 выбирают продукцию под знаком «органическая или органик» (закон разрешает использовать разные формы слова).
Формально все эти слова в применении к продуктам — синонимы, однако разница есть, и она гигантская. Дело в том, что в России сертифицируется только органическая продукция (1 января 2020 года вступил в силу закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а значит, только надпись «органический», «органик» и др. может означать, что продукт, оправдывая свою маркировку, соответствует ряду повышенных требований к качеству.
Какие продукты можно отнести к органическим?
Требования к органической продукции законодательства применяет следующие:
- При производстве запрещено применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные и другие препараты (за исключением тех, которые разрешены действующими в России национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции).
- Производство такой продукции продукции должно быть обособлено от производства продуктов, не относящихся к органическим. Органические товары нельзя смешивать при хранении и транспортировке с другими.
- Продукты должны быть произведены из сырья, полученного без применения методов клонирования и генной инженерии.
- Нельзя использовать гидропонный метод выращивания растений и ионизирующее излучение.
- Применение пищевых добавок, усилителей вкуса, ароматизаторов, ферментных препаратов, микроэлементов и витаминов должно соответствовать действующим в РФ стандартам в сфере производства органической продукции, в частности ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».
- Показатели санитарно-гигиенического содержания сельскохозяйственных животных должны быть оптимальными.
- Нельзя использовать упаковку, которая может привести к загрязнению органической продукции.
Но и это еще не все. «Для того, чтобы определить, является ли тот или иной продукт органическим, оценивается весь процесс его производства, начиная с исследования семян для посадки, корма для животных/рыб, происхождения пчел и так далее – в зависимости от типа продукта», - сообщают специалисты Роскачества.
Если все стандарты соблюдены, производитель может добровольно пройти сертификацию в РФ, после чего его включат в реестр Минсельхоза России. Только после этого слово «органический» может появиться на упаковке в сопровождении национального знака.
Сертификат на органическую продукцию может выдать и Роскачество, тогда маркировка будет несколько отличаться.
ВАЖНО!Достоверность сертификата и срок его действия можно проверить на сайте единого государственного реестра производителей органической продукции – просто введите данные сертификата (если они указаны) или юридическое название (должно быть на упаковке).
В настоящее время в реестре содержится информация о 59 производителях органической продукции, официально подтвердивших соответствие производства согласно требованиям закона.
Есть и еще однин вид маркировки органической продкуции - «Евролист», знак соответствия регламенту Европейского союза в сфере органического сельского хозяйства. Готовый продукт с такой маркировкой должен содержать не менее 95% сухого вещества, сертифицированного по органическим стандартам.
Однако специалисты предупреждают — за этим знаком может скрываться подделка, так как законность использования такого знака в РФ не перепроверяется.
Остальные натурпродукты — маркетинговая уловка?
Необязательно. Это могут быть продукты весьма высокого качества, однако оно не гарантировано госсертификацией. Использование пометок «НАТУРАЛЬНЫЙ», «ЭКОЛОГИЧНЫЙ», «БИО» или в латинском варианте «bio», «organic», «eco» никак не регламентируется, а значит, нанести на упаковку при желании их может любой.
Читайте также: «Соцконтракт: с бедностью в Пензенской области будут бороться адресно».