26 апреля 2024, ПТ, 08:18
9 апреля 2020 Актуально

Что думают о дистанционном обучении учителя школ Пензенской области?

фото:Пенза-Взгляд, pixabay.com

Педагоги поделились откровенными мнениями по поводу новой формы обучения с журналистом портала «Пенза-Взгляд».

В понедельник пензенские школьники вышли с каникул, но при этом остались дома на дистанционном обучении. Такое решение было принято из-за осложненной эпидемиологической ситуации в регионе. О том, как отнеслись к нововведению родители, мы рассказывали ранее. Также мы узнали, что думают о дистанционном обучении учителя Пензы и области.

Для того, чтобы материал получился максимально достоверным, а учителя не боялись правдиво рассказать, как обстоят дела в их школах, мы предоставим их комментарии в анонимном виде.

Учитель начальных классов, ближнее Арбеково

«Первый день дистанционного обучения, как было написано в вашей статье, – это ад. И мы, и родители, и дети впервые с этим столкнулись. Наша школа готовилась к такому формату работы заранее, был разработан курс заданий на ближайшие две недели. Он содержит задания для всех типов семей. Поясню. Те семьи, у которых есть компьютер, могут заниматься в «РЭШ» (сайт «Российская электронная школа»), «Учи.ру», принимать аудио- и видео-звонки. У других же семей нет возможности выйти в Сеть, они занимаются по учебнику, а мы, как учителя, всегда на связи. Пусть мы и готовились заранее, но, когда настало 6 апреля, все рухнуло в один миг!» - рассказала учитель начальных классов.

Первой проблемой, с которой пришлось столкнуться всем участникам учебного процесса, стало несовершенство работы электронных платформ. Из-за этого родители стали наперебой звонить учителям. «Я не убирала телефон ни минуту, всем нужно было все объяснить и показать. Мы не против этого, но без адекватной помощи родителей мы не справимся», - высказалась собеседница. Из-за сбоев на специализированных сайтах пришлось снова пересесть за учебники. «Кроме того, на нас свалилась целая груда бумажек от начальства. Администрация хочет все и сразу! Нас заставляют и классные часы в онлайн-режиме проводить, отправив ссылку начальству, чтобы оно могло зайти в любой момент», - отметила педагог.

Учитель начальных классов, Пензенская область

Преподавателю из отдаленного села Пензенской области приходится сталкиваться с дополнительными проблемами. Во многих семьях попросту нет доступа в Интернет и отсутствует компьютер. «Много семей, где не один ребенок, а двое, трое, четверо детей, и на всех них всего один телефон. По времени уроки совпадают, дети просто не могут одновременно выполнять поставленные задачи. Мы даем задание, через полчаса они должны отправить нам ответ. Как это возможно сделать в данном случае?» - посетовала сельский учитель.

По ее мнению, в условиях дистанционного обучения сложно адекватно оценивать учеников. «Мы же знаем, как дети учатся, как они отвечают на уроках. Сейчас мы даем задания и понимаем, что им помогают родители или они просто списывают. Иначе как объяснить, что в школе двойки-тройки, а здесь сразу пятерки-четверки? Если я поставлю тройку за хорошо выполненное задание, родители будут возмущаться. Я уже отшучиваюсь, что таким образом в этой четверти у нас будут одни отличники», - пояснила молодой педагог. Она считает, что ребенок должен сам выполнять задания, а родитель, если это потребуется, направить, подсказать. К тому же учитель всегда на связи и готов «разжевать» нужную тему.

Учитель иностранного языка, Октярьский район Пензы

«Дистанционное обучение – большой эксперимент, об успехе которого мы сможем судить гораздо позже», - высказалась преподавательница. Она рассказала о тех же проблемах – образовательные сайты дают сбой, каждому учителю приходится подбирать для себя наиболее удобный формат работы: кто-то взаимодействует с учащимися в социальных сетях, кто-то ведет уроки в режиме видеоконференции.

Учитель начальных классов, Пенза, Южная поляна

«Дела обстоят напряженно, только внедряемся в этот процесс, апробируем. Изначально говорилось, что можем использовать платформы «РЭШ» и «Учи.ру», но эти сайты всероссийские, и они не выдерживают нагрузки, выдают ошибки. Пыталась зайти в первом часу ночи, даже тогда не получилось», - поделилась мыслями собеседница портала. Она рассказала, что сейчас работа в основном ведется по учебнику, так как это удобнее всего. Для объяснения новой темы педагог использует видео с таких ресурсов, как «Интернет-урок» и «Инфо-урок».

В учебном заведении для младших классов предусмотрено два урока в день по 15 минут, а также 15-минутная физкульт-разминка между ними. За одно занятие учитель успевает объяснить тему и разобрать одно упражнение. Домашними заданиями детей также стараются не перезагружать. Преподавателей из их школы попросили создать группы в социальной сети «ВКонтакте», чтобы управление образования города смогло мониторить, как они проводят уроки и проводят ли. Туда учителя скидывают задания и просят родителей под каждой записью ставить «лайки» в знак того, что они видели пост и взяли его в работу.

Преподаватель вокала в музыкальной школе, Пенза

«На днях у нас тоже должно было начаться дистанционное обучение, но преподаватели не оснащены должным образом. 70 процентов учителей в музыкальной школе – это люди, кому за 60, им очень сложно. Они не знают, что такое «WhatsApp», «Viber», «Skype» и как ими пользоваться», - пояснила педагог.

Также пользоваться мессенджерами и соцсетями могут и не все родители. Специфика музыкальной школы заставляет искать новые пути работы. «Мне тяжело, что по видеосвязи не будет синхронного звука. Не получится так, что я буду играть на пианино, а дети будут распеваться, потому что звук будет отставать», - рассказала учитель музыкальной школы. Она пояснила, что пока что приходится показывать упражнение, а детям повторять самостоятельно. Из возможных идей у преподавательницы – выбрать одну песню, чтобы дети ее выучили и записали на видео, а затем склеить получившиеся кусочки в общий клип.

Учитель начальных классов, Первомайский район Пензы

«Первые три дня дистанционного обучения показали как плюсы (родители больше находятся с детьми, понимают всю тяжесть работы учителя и невозможность пока что отказаться от этой профессии), так и минусы (это больше не дистанционное обучение, а заочное, так как многие платформы «висят»)», - рассказала собеседница издания.

По словам педагога с 25-летним стажем, также свою роль играет фактор изоляции детей, которым хочется общения со сверстниками. В этом случае важна помощь родителей, а они жалуются, что ребенку сложно усесться за выполнение заданий. «Дети говорят родителям: «Ты объясняешь не так, как учитель». Но все стараются, пока что родители на позитиве. Нам повезло, что у нас первый класс и безоценочная система», - подытожила педагог.

Преподаватель дополнительного образования, Пенза

С введением дистанционной формы обучения у учителя по русской культуре возникла масса вопросов: «Как вести творческие предметы, в которых практика преобладает над теорией?»; «Как на расстоянии рассказать, показать, проконтролировать?» и так далее. Учителю пришлось подключить творческое мышление, собрать всю технику в доме и просить помощи других членов семьи. «Так как не у всех есть возможность подключаться к прямой трансляции, было принято решение записывать видео- и аудио-уроки, а затем отправлять их через мессенджеры ученикам. «Личный контакт не потерян, уроки записываются с подробной подачей нового материала, так, как это происходит у нас в классе. Это требует очень много времени и сил. Я готовлю материал для видео-урока, ставлю перед собой инструмент, пою, муж это снимает на камеру, далее монтаж, конвертация и отправка родителям и деткам (зачатую в разные мессенджеры, кому как удобно, на это тоже уходит время)», - пояснила учитель. 

«Ученики видят мое лицо, слышат мой голос, чувствуют мое участие и присутствие, и это их активизирует. Безусловно, я искренне радуюсь каждому выполненному заданию. Некоторые ребята поют вместе с родителями, а значит, моя работа радует людей в это непростое для всех нас время», - поделилась педагог.

Учитель начальных классов, Железнодорожный район Пензы

«Если честно, я отношусь спокойно ко всей этой ситуации. Абсолютно. Неделя ушла на поиск платформы для обучения и прочих ресурсов. Многое виснет, многое не работает. Но я нашла выход. Моя работа строится на тесном взаимодействии с родителями», - рассказала молодой учитель. Общается с родителясм педагог через «Viber», куда отправляет задания по каждому уроку. Она разработала для младшеклассников вариант подачи информации в виртуальном виде через площадку «VoiceThread.com». «Эта платформа решает проблему объяснения нового материала ученикам. Я делаю презентацию по уроку и записываю аудио-, видео-объяснение темы. По моей ссылке дети с родителями получают бесплатный доступ к видеоуроку. Просмотреть его они могут в любой момент, по интересующим вопросам оставляют комментарии», - поделилась педагог.

Обратную связь она получает на электронную почту. По ее признанию, такая форма работы устраивает и ее, и родителей. Однако учитель призналась, что без проблем все же не обходится. Не все ученики имеют средства, позволяющие выходить в Сеть и осуществлять просмотр видеоуроков. «В моем классе таких учеников 20 процентов. Для них в приоритете работа с учебником и мои консультации по телефону. Но есть вопросы по оцениванию работ... Вот тут да. Трудновато будет. Постараюсь сделать это объективно», - призналась педагог.

Учитель математики и информатики, микрорайон Арбеково

«Все мы тоже стали заложниками ситуации, если быть честным, то даже третья четверть окончилась скомканно, неожиданно, например, некоторые мои ученики потеряли два-три урока. Это достаточно большая потеря для учебного плана», - рассказала преподавательница. Во время дистанционного обучения она решила выкладыать домашнее задание сразу на неделю, потому что электронные платформы работают со сбоями, а это может стать дополнительным стрессовым фактором для детей. «Задание, выполненное в письменной форме, приходится проверять в разы дольше, так, например, сейчас привычную стопку работ 27 человек проверяю три часа, а учтите, что я веду уроки в нескольких классах», - рассказала о проблеме учитель. Ей также приходить дробить учеников на несколько групп относительно цифровых возможностей: для тех, кто не может присоединиться к онлайн-конференции, создаются отдельные задания.

«Ощущение, что сейчас мой рабочий день начинается в восемь часов утра и не заканчивается, звонят и пишут дети, родители, школьная администрация, коллеги. Мы все советуемся друг с другом, пытаемся найти новые платформы, задания, все заинтересованы в том, чтобы наши дети не остались на второй год, получили знания в полном объеме. Конечно, стараемся не зверствовать, по совету школьной администрации избегаем выставления неудовлетворительных оценок, стараемся не нагнетать атмосферу», - рассказывает учитель.

Учитель истории, микрорайон Арбеково

Трудности, с которыми пришлось столкнуться педагогу, такие же, как у коллег из других школ. В основном они касаются образовательных платформ, таких, как «РЭШ» - сайт виснет из-за ажиотажа. Собеседница портала рассказала, что в их школе учителя практикуют отправку и получение выполненных заданий учеников на электронную почту. Оперативным помощником в этом деле служит также «Viber».

«Начальная школа в основном пользуется сайтом «Учи.ру», там много заданий. Некоторые ведут видео-уроки через «Skype». Это касается таких сложных предметов, как физика, например. Проблем с родителями не возникает – все максимально пытаются адаптироваться к данному обучению», - резюмировала учитель.

Учитель начальных классов, Ленинский район Пензы

За неделю до начала дистанционного обучения преподавательнице удалось подготовиться к новой форме работы. Учебный процесс построен на выполнении заданий на платформе «Учи.ру» - она наиболее простая. «Там задания в основном идут на повторение и представлены в игровой форме. Например, нужно соединить картинки. Дети продвинутые, могут обойтись без родителей, для них это легко», - объяснила учитель.

Как и ее коллегам, преподавателю приходится держать постоянный контакт с родителями через мессенджеры и социальные сети. Без их поддержки детям зачастую сложно отправить выполненные задания, а иногда и сделать их. «Понимаю, почему родители так оценивают дистанционное обучение. Им приходится еще раз объяснять ребенку вместо учителя. При этом детей мы стараемся не перезагружать. По расписанию в нашей школе урок длится 20 минут, между ними часовой перерыв. В день по три урока. Учебный процесс получается, как в школе: с 10 до 13 часов», - рассказала преподавательница.

По ее мнению, сейчас важно сделать так, чтобы дети ничего не забыли, как во время летних каникул. Приходится на ходу менять учебный план – сейчас разбирать более легкие темы, оставив на май «проблемные» - те, которые можно будет разъяснить ученикам на уроке в школе. «Родители не должны переживать, мы не сильно оцениваем ребят, стараемся сделать так, чтобы было понимание. Пытаемся удержать детей знаниями, чтобы в их головах что-то осталось», - отметила учитель начальной школы.

Учитель русского языка и литературы, Сердобск

Учитель русского языка и литературы образовательной организации в Сердобске выбрала в качестве платформы для образования соцсеть «ВКонтакте», так как еще во время начавшихся раньше срока каникул проводила там консультации для учеников, и взаимодействие в этой соцсети было удобным и для детей, и для педагога.

«С каждым классом, с которым работаю, у нас создан совместный чат. Я являюсь классным руководителем у одиннадцатиклассников, держим связь с учителями-предметниками. Если у кого-то из педагогов возникли трудности, например, при создании чата, прошу ребят из учебного сектора своего класса им помочь.

Урок начинается с того, что я приветствую учеников, после чего они здороваются в ответ, отсутствующих отмечаю в электронном журнале.

Дети сидят возле электронных устройств с тетрадями, в которых они записывают число, тему урока, выполняют некоторые задания. Проверяю то, что сделано, следующим образом: одних прошу прислать фотографии написанного, другим предлагаю отправить голосовое сообщение. На время, пока идет проверка (процесс должен идти быстро), ребята приступают к выполнению нового задания. Если письменная работа в чате, то она должна быть небольшой по объему.

Прошу прислать ее в личные сообщения, например, минуты через 4 одновременно, чтобы не было списываний. В конспекте урока готовы ключи к каждому заданию, для того чтобы их скопировать и отправить в общий чат после индивидуальной работы. С их помощью осуществляется самопроверка.

Для устного опроса применяется «WhatsApp». Тут важен индивидуальный подход: если у кого-то нет этого мессенджера или возникают какие-либо трудности, ищем удобный вариант работы», - отмечает педагог.

По словам учителя, дистанционное обучение побуждает применять новые формы и приемы, а это интересный опыт.

«На одном из уроков попросила семиклассников прислать смайлы, которые бы выразили отношение детей к произведению, и объяснить выбор. Со старшеклассниками во время урока создавали презентацию по страницам жизни и творчества писателя, работали с интерактивным диктантом на сайте «Грамота.ру». Дети выполняли задания очень увлеченно», - рассказывает педагог.

Другие актуальные материалы читайте здесь.