19 декабря 2025, ПТ, 03:46
23 марта 2020 Общество

Каким был первый пензенский автобус?

фото:Пензенский госархив. фотография Пензенского драматического театра

Портал «Пенза-Взгляд» продолжает виртуальную экскурсию в прошлое общественного транспорта Пензы.

Портал «Пенза-Взгляд» совместно с «Виртуальным музеем пассажирского транспорта» продолжает рассказ об истории пензенского пассажирского транспорта, приуроченный к 20-летию компании «Дилижанс». В прошлый раз мы рассказали, как выглядели первые экипажи, появившиеся на улицах провинциальной Пензы в начале 19 столетия, а также о первом общественном транспорте.

В настоящее время много сделано, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно в общественном транспорте. Предприятия-перевозчики пока не имеют возможности радикально обновить парк, однако имеющийся в наличии транспорт соответствует всем высоким требованиям, предъявляемым государством. В частности, корпорация «Дилижанс» использует автобусы большой вместимости зарубежного производства, низкопольные, с комфортным салоном. Садясь на остановке в «Мерседес» соответствующего маршрута, попытайтесь представить, как чувствовал себя пензенец, штурмующий «Фиат» образца двадцатых годов прошлого века.

Открытие автобусного движения в Пензе началось 10 мая 1926 года. На рейс вышли четыре автобуса Фиат-44 и АМО-Ф-15. Это были модели, выпускаемые московским заводом на базе итальянского грузовика FIAT. Их серийное производство началось в 1925 году. Автобусы были рассчитаны на 14 сидячих мест (стоячие места не оговаривались). Тяжелее всего приходилось водителю. «Сиденье водителя располагалось слишком высоко и чересчур близко к рулю, из-за чего быстро уставали спина и ноги, болел позвоночник. К тому же пассажиры жаловались на сильную тряску при езде», - сообщает советский журнал «За рулем» за 1928 год.

Первые автобусы работали по 16 часов в сутки, совершая за день 12 рейсов от вокзала Пенза-I до Советской площади, этот же маршрут до них обслуживал гужевой омнибус. Позже были открыты маршруты от Пензы-I до Совбольницы и Велозавода. В 1940 году на семи маршрутах уже работал 21 автобус. Они напоминали тот, на котором разъезжали герои-милиционеры в фильме «Место встречи изменить нельзя».

В следующем выпуске нашей виртуальной экскурсии мы перевернем очередную страничку из истории пензенского пассажирского транспорта.