19 декабря 2025, ПТ, 13:23
17 марта 2020 Общество

Как выглядел первый пензенский общественный транспорт

фото:Пензенский Госархив, Пензенский Народный дом ( будущий драмтеатр ); панорама г. Пензы.

Портал «Пенза-Взгляд» и компания «Дилижанс» начинают экскурс в историю пассажирского транспорта города Пензы.

Общественный транспорт - одна из важнейших сфер жизни любого современного города. На сегодняшний день в Пензе автобусы большой и малой вместимости, а также городской электрический транспорт связывают самые удаленные концы города. Благодаря совместной работе власти и компаний–перевозчиков удалось добиться того, что из любой точки города можно попасть в любую другую, совершив максимум одну пересадку. Это очень хороший показатель транспортной доступности, однако так было далеко не всегда.

В год своего двадцатилетия компании «Дилижанс» и портал «Пенза-Взгляд» начинает публикацию материалов из «Виртуального музея пассажирского транспорта», размещенного на сайте предприятия-перевозчика.

Из воспоминаний Филиппа Вигеля, сына первого пензенского губернатора, правившего с 1801 по 1809 годы, можно получить представление об особенностях дорожного движения тогдашней Пензы. В то время «привилегированные» номера были не нужны, итак было понятно, какая карета кого везет.


«Барыни не садились в кареты свои или колымаги, не имея двух лакеев сзади; чиновники штаб-офицерского чина отменно дорожили правом ездить в четыре лошади; а статский советник не выезжал без шести кляч, коих называл он цугом», - писал он.

Простолюдины передвигались по городу пешком. Благо, Пенза в те годы была невелика и ютилась вокруг земляного вала, остатки которого сохранились в наши дни у остановки «Библиотека имени Лермонтова».

Первый по-настоящему общественный транспорт появляется лишь ближе к концу девятнадцатого века. Это был своего рода автобус - одна из разновидностей дилижанса на конной тяге или, по-другому, омнибус.

В первое время этим занимались четыре экипажа, каждый запряженный четырьмя лошадьми. Маршрут пролегал по улице Московской от улицы Садовой (современная Лермонтова) до церкви Спасителя (ныне дом культуры имени Дзержинского). В пути омнибус делал шесть остановок

Омнибусы ходили с семи часов утра до девяти вечера. В экипаже помимо извозчика работал кондуктор. Цена проезда была, как сейчас бы сказали, дифференцированная. 5 копеек стоило прокатиться от остановки до остановки, а билет до конечной стоил 10 копеек.

Это не последний наш экскурс в историю общественного транспорта Пензы. Очередную страничку мы перевернем на следующей неделе.