Центр управления движением: работа общественного транспорта Пензы под контролем каждый день
В 2019 году администрацией Пензы был объявлен конкурс на предоставление услуг мониторинга пассажирского транспорта областного центра, по результатам которого выиграла компания ООО «Центр управления движением».
Ежедневно на улицы города выходит более 500 единиц техники разных перевозчиков, частных и муниципальных, которые, согласно результатам торгов, обслуживают те или иные маршруты. Для корректной работы транспорта и мониторинга на всех машинах, задействованных в пассажирских перевозках, установлена навигационная аппаратура ГЛОНАСС, с ее помощью сведения о текущем положении транспорта поступают операторам компании «Центр управления движением» (далее - ЦУД) , туда же перевозчики передают и всю информацию о выпущенном на маршруты транспорте.

«На основании данной информации диспетчеры ЦУД вносят изменения в сведения о ежедневном выпуске транспорта, корректируют данные. Грубо говоря, если машину переставляют с маршрута на маршрут, то это должно быть отражено в актуальной базе данных, чтобы маршрут корректно отображался на картах. Мы работаем без выходных, чтобы жители города имели актуальную информацию на картах движения общественного транспорта во всех приложениях на мобильном телефоне», - поясняет генеральный директор ООО «ЦУД» Алексей Ермаков.
Справка «Пенза-Взгляд». Узнать, когда прибудет необходимая маршрутка, троллейбус или автобус жители Пензы и гости города могут с помощью сервисов и приложений: «Умный транспорт», Яндекс-транспорт, Яндекс - карты, 58bus, а также с помощью сервиса «Движение общественного транспорта онлайн» на портале «Пенза-Взгляд». Кроме того, на ряде городских остановок в центре Пензы размещены QR-коды. Если вы их отсканируете, то получите актуальный прогноз прибытия транспорта.
Это важная, но далеко не основная задача Центра управления движением. На основании данных перевозчика также формируется информация о работе транспорта за предыдущий день, которая направляется как в администрацию Пензы, организатору перевозок, так и перевозчикам. Эти данные позволяют принимать решения о количестве машин, необходимых для обслуживания пассажиров, интервалах движения и других важных вопросах пассажирского обслуживания на тех или иных маршрутах.

Согласно действующему законодательству, транспорт с неисправной аппаратурой спутниковой навигации не может работать на маршруте. Кстати, по словам Алексея Ермакова, в ближайшие несколько месяцев перевозчикам придется понести расходы на установку дополнительной аппаратуры на транспорт, задействованный в сфере пассажирских перевозок.
«С 2012 года вступил в силу ряд документов, который обязывает перевозчиков менять навигационное оборудование в соответствии с требованиями нормативной базы. Очередное постановление вступило в силу с первого сентября. Оно обязывает перевозчика заключить договор с оператором ГЛОНАСС по централизованной передаче данных в Москву. Информация о работе транспорта передается в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», которая обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, ее обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц. Кроме того, эта информация также отправляется в контролирующий орган — Ространснадзор, который на ее основании имеет право штрафовать перевозчиков за нарушение правил пассажирских перевозок, если таковые зафиксированы», - поясняет Ермаков.
Новые требования стали дополнительным бременем для перевозчиков, так как установка оборудования в соответствие с вступившими в силу новеллами, сделала эту услугу в три раза дороже. Если раньше оснащение одной единицы транспорта обходилось в среднем в 10 тысяч рублей, то теперь ценник возрос до 30 тысяч. Кроме того, с 1 января 2022 года у перевозчика появляется обязанность по установке на транспорт средств мониторинга режима труда и отдыха — тахографов.
Но и это еще не все. В ближайшее время вступает в силу постановление, согласно которому перевозчик обязан установить на машины, работающие на муниципальных и межмуниципальных маршрутах пассажирских перевозок, системы видеонаблюдения для повышения безопасности пассажиров, что также потребует от транспортных предприятий дополнительных финансовых вложений.
Автор: Языков Владислав
