20 апреля 2024, СБ, 13:11
23 июня 2020 Интервью

Валерий Кузнецов: «Городская скульптура должна быть соразмерна человеку»

фото:Пенза-Взгляд

Советский и российский художник-скульптор, Заслуженный художник РФ Валерий Кузнецов о том, какими должны быть арт-объекты, чего не хватает Пензе и том, какая скульптура может появиться на набережной города.

- 12 лет назад в Пензе появилась «Дама с собачкой». Скульптуру можно назвать одной из первых в Пензе в этом жанре. Какова история ее появления? 

- Вообще там сначала хотели бетонную скульптуру поставить, я отговорил заказчиков от заранее проигрышного варианта. Я посмотрел историю здания — последняя хозяйка усадьбы была дама. Но я делал не конкретную персону, а собирательный образ. Идея была в том, чтобы скульптура дополняла отреставрированное здание и работала на экстерьер.

Несмотря на название, к чеховским героиням привязки нет, это чисто местная история - дама вышла прогулять собачку на пять минут, и этим можно объяснить ее наряд - платье, зонт и шаль. Зачастую памятники пионерам в летних шортиках смотрятся зимой странновато, поэтому одеяния дамы соответствует практически любому сезону, а зонт может закрыть от дождя, солнца или снега, в зависимости от того, какое время года на улице.

Меня в первую очередь заинтересовало это предложение от собственников здания тем, что это была возможность сделать первую городскую скульптуру в бронзе в Пензе. До этого ничего подобного в областном центре не было.

- Такого уровня реконструкция здания — почти единственный пример для деревянных строений в Пензе. Но и у нее есть приверженцы и критики, которые пеняют на неточности. А как вы воспринимаете эту попытку сохранения исторического здания?

- Единственную ошибку авторов идеи и тех, кто воплощал ее в жизнь, я вижу в том, что в здании поставили пластиковые окна. Все-таки нужно было придерживаться дерева. Но большой плюс, что предприниматели следят за состоянием дома и вкладывают в него. Дом-музей Мейерхольда — не менее интересное здание, но, увы, за ним не настолько хорошо следят.

- Город меняется год от года, есть шаблонная фраза «Пенза хорошеет», с которой согласны далеко не все. Вы как оцениваете современный облик областного центра? На пользу ли ему перемены?

- Перемены, увы, происходят не в лучшую сторону — уничтожается старая Пенза, от которой в ближайшие годы, если ничего не изменится, ничего не останется. Чиновники городской администрации, выполняя прихоти бизнеса, идя на поводу у предпринимателей, действуют не как хозяева города, а как временщики.

- Что обязательно нужно сохранить от старой Пензы?

- По сути, от старой Пензы, практически не изменившись, до нас дошла только улица Ключевского. Если там появится что-то вроде архитектурного заповедника, то это уже плюс. Все упирается в финансы. У города их нет, а у бизнеса есть. Это на сегодняшний день все определяет.

- Какой должна быть городская скульптура?

- Общий принцип состоит в том, чтобы городская скульптура должна быть понятной людям, которые живут в этом городе, так как она делается именно для них. Она должна быть интересна и близка по духу. Люди должны захотеть фотографироваться рядом с ней. Поэтому она должна быть не просто близка, но и соразмерна человеку и вписываться в архитектурную среду.

- Какие Ваши скульптуры со времен «Дамы с собачкой» появились в Пензе?

- Совместно с пензенским скульптором Германом Феоктистовым мы создали «Ювелира» и «Пензяка толстопятого», мои «сольные» работы - «Копилка пословиц», знак у перинатального центра, мемориальные доски — ведь это тоже малые архитектурные формы.

- Сколько должно быть таких точек притяжения, как «Пензяк толстопятый» в Пензе?

- Они должны быть там, где отдыхают люди, - на Московской, в сквере Пушкина, на Аллее Славы, на Набережной. Но помимо городской скульптуры должня быть и арт-объекты. Здесь не нужно частить, но несколько таких точек для того., чтобы посидеть, посмотреть, отдохнуть, сфотографироваться рядом, в местах прогулок должны быть.

Есть и еще один аспект6 к сожалению, вся скульптура, которая появляется в последние годы в Пензе, - это работы на заказ, среди них нет авторских. К примеру, у меня есть немало идей и наработок, но возможности реализовать их на городских улицах нет.

Между тем творческие, авторские работы будут гораздо интереснее заказных, так как заказ накладывает определенны рамки. Вроде бы положительные подвижки в этом вопросе есть. Вот на Набережной у меня есть задумка небольшую композицию, посвященную городским рыбакам, поставить. На градостроительном совете вроде бы одобрили, но от одобрения до реализации еще очень большая дистанция.

- Как Вы относитесь к тому, что Ваши произведения все стремятся потрогать?

- Это нормально. Это одна из функций городской скульптуры. Вот губернатор на открытии обмолвился, что на удачу нужно палец пензяку толстопятому тереть, и все стали это делать. Но, честно говоря, не понимаю, зачем ему еще и нос до блеска натерли. Мне логика непонятна.

- В последнее время немало делается для благоустройства Пензы. Что, по-Вашему, следует добавить в городское пространство?

- Сейчас на Московской элементарно скамеек не хватает. Бабушки идут с сумками и ругаются, что даже присесть негде. А это пешеходная зона, где путник должен иметь возможность отдохнуть. Я не говорю о тех скамейках и урнах, которые сейчас устанавливают. Это просто позор. А, между тем, это и есть малые архитектурные формы. Мало выложить тротуары плиткой, нужно еще и позаботиться о тех, кто по ним ходит. Куча скамеек стоит на площади Ленина, но до нее еще нужно добраться. Удобство начинается с мелочей.

Пример того, как сейчас устанавливаются архитектурные объекты, можно посмотреть напротив драмтеатра. Там торчит какая-то труба с часами и написано, что это подарок городу от какого-то банка...

Арт-объекты должны быть интересны, иначе это будет не украшение, а захламление города. Мы должны воспитывать вкус. Вот напротив администрации сквер Пушкина. Там стоит черт знает что, а администрация говорит, что людям нравится. А людям просто не поставили другого, вот и приходится любить то, что есть.

- Ваши работы украшают не только Пензу. Так, в мае этого года исполнилось 20 лет московскому памятнику, посвященному поэме «Москва-Петушки» Венички Ерофеева. Слышал, что с ним была связана какая-то история, кстати, тоже про коммерцию и искусство.

- Это история полностью в духе девяностых. Меня в этом заинтересовал изначальный проект памятника — изначально это должен был быть самый длинный памятник в мире — скульптура Венечки должна была быть на вокзале, а скульптура девочки, к которой он никак не доедет, в Петушках. То есть, одна композиция, растянутая на большое пространство. Заказ был от одного из ликероводочных заводов, но, как всегда, не хватило денег, и их поставили в сквере друг напротив друга.

Хотя акцию провели: гипсовый вариант Венечки поставили на вокзале, а девочку повезли в Петушки. По дороге спонсор устроил пьяный рейс электрички туда-обратно в духе самой поэмы. В результате по окончании акции ее участники выходили на перрон в Москве в совершенно непотребном состоянии.

- Что нужно сделать в Пензе, чтобы он стал интересен и для местных жителей, и для гостей города?

- В первую очередь необходимо перевернуть мировоззрение. Вот люди приезжают из-за границы и говорят о том, как там хорошо - «У нас бы так»! А нам нужно стремиться к тому, чтобы было «как у нас» и заграница бы хотела нас копировать.

Другие интервью с интересными людьми Пензы и региона здесь.