Учитель Юлия Филимонова: «За период «дистанционки» мы стали больше и ближе общаться с детьми»

Педагог английского языка МБОУ СОШ №11 города Пензы с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля - о завершении учебного года в дистанционном формате.
- Юлия, близится конец учебного года. Привыкли ли дети и вы к дистанционному формату обучения?
- Да, привыкли. Вначале было трудно и детям, и родителям, и учителям. Особенно тяжелой выдалась первая неделя «дистанционки». На уроке дети молчали, им было трудно перестроиться. Кроме этого, возникали технические проблемы. К примеру, ученики не могли включить звук в программе. Вечерами мы делали отдельные конференции, где с помощью родителей решали проблемные вопросы конкретно с каждым ребенком, помогая ему освоиться и приспособиться к программе. Потом стало проще. Сейчас мы чувствуем себя свободно, и уроки проходят без проблем.
- Как долго стабилизировалась ситуация?
- Примерно неделю, вторая неделя пошла уже в плановом режиме. Дети уже прекрасно знают, в какое время у них урок, они хотят меня увидеть, и я их жду. Если в первую неделю приходилось каждому напоминать о приближающемся уроке, то во вторую этого делать было не нужно.
- Какая платформа для дистанционного обучения оказалась самой удобной для вас?
- Для каждого звена школы удобно использовать платформу «Российская электронная школа». На «РЭШ» все уроки английского языка совпадают с нашим учебником. Для начальной школы также комфортен в использовании образовательный портал «Учи.ру».
- Дистанционное образование сводится, в основном, к рассылке домашнего задания?
- Нет, это не формальность. Основную работу мы с детьми проводим на уроке. Домашнее задание - это всего лишь закрепление изученного материала и контроль усвоения знаний, полученных на уроке. Во время занятия мы обязательно обсуждаем домашнее задание. Ошибки, допущенные детьми при самостоятельном выполнении, обязательно нужно отработать с учителем.
- На какой стратегии дистанционного обучения остановились вы?
- За основу мы взяли учебник. К сожалению, иногда материал приходится сжимать, потому что время, отводимое на предметы, уменьшилось, а программу нужно проходить. Конечно, в таких условиях, поменялась и структура урока. Если раньше каждое занятие мы начинали с языковой разминки, было живое общение (вопрос-ответ), в процессе которого мы повторяли ранее изученные фразы, то сейчас это сделать труднее. Как и на обычном уроке, мы продолжаем использование презентаций и интерактивных материалов. Мы проводим уроки через программу «Zoom», она позволяет демонстрировать все наработки с помощью опции «демонстрация экрана». Однако стало сложнее с проверкой устной речи, что в английском языке является важнейшей составляющей. С такой ситуацией помогают справиться видео- и аудиосообщения, в которых дети проговаривают материал. И, конечно же, остается выполнение домашнего задания в письменной форме.
- Скажите, с какими трудностями вы столкнулись во время перехода на дистанционное обучение?
- Сложности приносили технические проблемы, возникавшие поначалу. Дети переживали и волновались. Родители не всегда могли оказать помощь ребенку, поскольку находились на работе. Не все ученики владели электронной почтой, мессенджерами, поэтому и от детей, и от родителей, и от педагога требовались дополнительные усилия.
- Увеличилась ли нагрузка на детей?
- Считаю, что нет. Объем домашнего задания по английскому языку не увеличился. По отдельным темам он даже снизился.
- Как поддерживать мотивацию ученика в таких условиях?
- Чаще стали использовать на уроке интересные видеоматериалы, скачанные из Интернета. Ученики младших классов с еще большим удовольствием их изучают. При письменной проверке работ, которые я получаю от детей, всегда расписываю уровень правильности выполнения задания, подбадриваю их. Стараюсь простым языком объяснить сложные вещи, тем самым упрощая для учеников процесс изучения материала.
- Каким образом контролируете усвоение материала детьми?
- Во-первых, это проверка выполнения домашнего задания каждым ребенком (при очном обучении проверка могла быть выборочной) и после каждого урока. Во-вторых, во время занятия, когда основная масса работает, нескольким ученикам индивидуально присылается задание на электронную почту или мессенджер, которое они выполняют на протяжении некоторого времени.
- Как вам кажется, какие «плюсы» и «минусы» есть у дистанционного обучения?
- Из «плюсов» - активнее стали использовать интернет-ресурсы, значительно больше, чем на обычном уроке. В наше время это очень важно. Из «минусов», конечно же, большая нехватка живого общения. Многие из детей с большим удовольствием выходят в «онлайн», чтобы увидеть учителей и одноклассников.
- Какие полезные навыки вы приобрели за время «дистанционки»?
- Освоила новые программы, в том числе «Google Формы» и «Zoom», подробнее изучила образовательные платформы. Полученные за время «дистанционки» навыки планирую использовать в учебном процессе. В дальнейшем, думаю, это упростит работу с детьми.
- Подводя итоги года, как этот период, на ваш взгляд, скажется на следующем очном учебном году?
- В целом, программа пройдена. Есть какие-то блоки материалов, которые были изучены сокращенно, их наверстаем. В следующем учебном году больше внимания уделим тем моментам, которые мы пропустили из-за нехватки времени. В целом, думаю, дети втянутся. В эмоциональном отношении у нас еще больше наладился контакт с детьми, они перестали стесняться позвонить, спросить, если вдруг им что-то не понятно. Несмотря на то, что сейчас находимся далеко друг от друга, за этот период мы стали больше и ближе общаться.
- Дайте совет коллегам, как грамотно выстроить учебный процесс в этот непростой период.
- Для тех, кто любит то, чем занимается, я думаю, трудностей перехода на новый формат не возникнет. Самое главное продолжать мотивировать детей, «подогревать» их желание и стремление к обучению. Я советую посмотреть на сложившуюся ситуацию под позитивным углом. Это прекрасная возможность для саморазвития и самосовершенствования, приобретения новых навыков.
Другие интервью читайте здесь.