20 апреля 2024, СБ, 16:28
24 апреля 2020 Интервью

Резидент «Новых берегов» Яна Ямалетдинова: «Внутри каждого человека есть ресурсы, их можно достать и прокачать»

Автор:Олеся Фирсова
фото:из личного архива Я. Ямалетдиновой

Девушка месяц назад переехала в арт-поместье под Пензу из Уфы и привезла с собой тренинг-программу для людей с инвалидностью, опыт преодоления кризисных ситуаций и свое творчество.

- Ян, как ты попала в «Новые берега» и чем будешь здесь заниматься?Новые берега» - арт-поместье для социально активных людей с инвалидностью, семей, воспитывающих детей с инвалидностью - прим.ред.)

- С того момента, как я приехала на стажировку «Лидеры изменений: равный - равному» в Пензу, сразу поняла, что я вернусь сюда и буду как-то взаимодействовать с ребятами, участвующими в проектах Марии Львовой-Беловой. Их истории про жизнь в детских домах нашли отклик в душе, и я поняла, что так надо. Моя деятельность в «Новых берегах» - это большой творческий процесс: я буду рисовать, учить рисовать, сама учиться чему-то новому. Также у меня есть социальные проекты для людей, попавших в кризисные ситуации. Есть определенный опыт, как пережить такие моменты, и я готова им делиться.

- Ты уже привыкла к новому месту? Нашла себя здесь?

- Я себя нашла задолго до «Берегов», поэтому мне нормально сейчас и здесь. Есть же такая поговорка - от себя не убежишь. Здесь то же самое - я себя с собой взяла. У меня насыщенная жизнь. Я со всеми познакомилась, меня учит играть на гитаре девочка из соседней квартиры, занимаюсь физическими тренировками, участвую в тренингах, онлайн-марафонах, расписываю стену, учу ребят рисовать.

- В каких техниках рисуешь?

- Не разбираюсь, в каких техниках работаю. Рисую то, что мне нравится. Я самоучка, смотрю видеоуроки на YouTube. Пробую все, что под руку подвернется, рисую и акварелью, и маслом, и акрилом, и пастелью. Пробовала писать картины на заказ, но этот опыт мне не понравился. Я делаю это долго, к тому же, не люблю рисовать то, что мне скажут. Я такой творец. Но, вероятно, когда-нибудь вернусь к этому. Люблю рисовать на шмотках по-быстрому, а тратить много времени на работу из-за нескольких тысяч - это не мое.

-Тебе можно заказать роспись вещей?

- Мы с ребятами завели группу в Инсте, но проект пока в процессе создания. Сейчас я больше социальной деятельностью занимаюсь, для меня важно взаимодействие с людьми.

- Расскажи, пожалуйста, о своих социальных проектах.

- У меня есть 12-шаговая программа духовного развития, а также онлайн-марафон по сферам жизни - выявлению того, что хочется делать, по тому, как внедрять новые привычки в жизнь, преодолевать себя. Участницами первого марафона стали мои подруги, мы пробный делали, а сейчас провожу его во второй раз, у меня 15 человек из разных городов. Это марафон для тех, кто хочет что-либо изменить внутри, разобрать какие-то обиды прошлого, переживания.

Что касается программы, то она суперуниверсальная - подойдет и подростку, и взрослому человеку, людям с инвалидностью и без. Она поэтапная, работаем с самыми разными проблемами и ситуациями. На протяжении всей программы учимся преобразовывать дефекты характера в сильные стороны, формируем новые духовные принципы. Вместо обиды и злости человек приобретает понимание, принятие, прощение. Хотя задания и очень универсальны, в то же время программа очень индивидуальна - тут идет духовная работа с наставником по изменению каких-то внутренних моментов.

- Какие кризисы тебе самой пришлось пережить?

- Я сломала позвоночник, упав с высоты. Такое. Если брать более простые моменты, то у меня были обиды на родителей, расставания, увольнения. Все, как у всех людей. Но есть такой момент: я поняла, что если все эти больные ситуации, говоря образно, закрываю в коморку, то это на протяжении всей жизни там гниет и воняет. Но у меня есть выбор - разобрать все это и начать жить хорошо. Когда ты разбираешь свою коморку, у тебя появляется внутренний ресурс помогать другим. Я думаю, мое решение помогать другим - это следствие того, что я разобрала свой чулан.

- Какие прогнозы дают врачи?

- Прогнозов нет. Это же неврология. Вообще я начала ходить на ходунках - последний год, полтора. Есть прогресс, я развиваюсь в этом плане. Но я научилась жить и в коляске. То есть, если не встану, сильно плакать не буду, то есть, не буду плакать вообще. Из-за этого, по крайней мере, точно. Потому что, как я люблю говорить, какой меня хочет мой бог видеть, такой я и являюсь. Если он захочет меня видеть ходячей, я буду ходить.

- Ты сказала «мой бог». В кого веришь?

- У меня есть определенные отношения с миром, Вселенной, высшим разумом, энергией. Я не знаю, что это. Я не люблю конкретизировать, загонять все в рамки. Просто у меня есть с этим отношения - очень крепкие, братские, уже давно. Как-то конкретно я его не называю. Иногда говорю «братан», иногда «Боже», «Господи» - по-разному. Это никакая не религия. Это бог моего понимания. Даже не удивлюсь, что это какая-то программма, и мы тут, как в «Матрице». Вообще любая-любая версия мне нравится. Мне нравится верить, что есть много миров, и что это не единственный, и иногда я думаю, что это не самая прикольня планета. Я очень люблю научную фантастику, всякие такие штуки. Если я выберу что-то конкретное, то будут какие-то убеждения. Эти убеждения не будут давать мне развиватся, а мне нравится развиваться, менять свою точку зрения. Раньше я очень долго жила в каком-то определении - у меня все было очень конкретно, думала, что все знаю. Я на самом деле была поверхностной, очень поверхностной. А сейчас я поняла, что ничего не знаю, поэтому приходится узнавать все больше и больше.

Как раз за несколько лет до того, как я получила травму, у меня понимание Бога появилось. Тогда выбрала себе самую невероятную роль - что я пророк, посланник и обязательно буду полезна этому миру. Но делать ничего не делала. И когда это все со мной произошло, у меня было четкое понимание, что это от бога. Все. Вот сейчас мы и начнем. Мысль о том, что все хорошо, что все так, как и должно быть, приводит меня в порядок. Что именно такая, именно с инвалидностью, именно в этом кругу я и нужна.

- Как ты приняла то, что не можешь ходить?

- Я направляю свою энергию на то, что могу, и не думаю о том, чего не могу. У меня бывают такие моменты, когда я предаю свое понимание происходящего. Когда я хочу быть красивой девчонкой с длинными ногами, с красивыми, со здоровыми. Когда я думаю о таких штуках, я начинаю предавать свою судьбу, свою жизнь, я начинаю страдать. Но потом вспоминаю: «У тебя другая миссия, а не ходить со стройными ногами, с классной задницей. Ты че, забыла что ли? Зачем ты хочешь чужое?».

- Чем ты занималась после того, как восстановилась после травмы?

- После травмы я начала работать в соцпроекте «Урок вместе», мы ездили по школам, где учатся обычные дети. Развивали инклюзию, рассказывали про людей с инвалидностью по определенной методике - игры, мультики, личным примером показывали, что люди с инвалиднотью - обычные люди. Я занималась этим до тех пор, пока не уехала из Уфы сюда. Также за полгода до отъезда я устроилась в детский центр развития - преподавала рисование у детей с синдромом Дауна, аутизмом, у здоровых детей тоже вела индивидуальные и групповые уроки рисования. Работала диспетчером, а также рисовала. Принимаю участие во всяких мероприятиях, марафонах, рисовалках, парафестивалях. Здесь, в «Новых берегах» у меня очень амбициозные планы. Каждый день рождаются какие-то идеи. Когда начнем с ребятами практиковать, думаю, очень много всего изобретем.

- Ты сказала, что не любишь рамки, ограничения. А что ты любишь в людях и чего терпеть не можешь?

- У нас главная проблема - нет единства. Нет понимания, что бог - это отец, а мы его дети, что нет чужих, своих. Из-за этого у нас все это происходит. И так не только в России, а во всем мире.

В людях мне нравится открытость - как открытость в том, чтобы рассказывать о себе, так и открытость разума принимать, когда разум человека открыт, он смотрит на тебя без предубеждения, видит тебя таким, какой ты есть.

- Как относишься к самоизоляции, вообще ко всему, что сейчас происходит?

- Это просто такие условия. Переживаю, что краски закончатся раньше, чем закончится самоизоляция. Но понимаю, что какие-то магазины работают, их можно будет достать. А если глобально, то... Бог рулит этим миром, а мы должны учиться понимать его, врубить осознанность, а не надувать губы и не топать ногами, как маленькие дети. Нужно просто продолжать делать то, что мы делаем.

- Может, есть что-то, о чем бы ты хотела сказать, а я не спросила?

- Мне хочется показать людям, насколько они замечательные, насколько много они всего могут. Наверное, это моя основная цель помимо собстенного развития. Я сама только недавно поняла, насколько внутри много всего. Посыл такой - несмотря на ситуацию, в которой ты оказался, можно реализоваться. Можно вылезти откуда угодно. Все внутри. Таланты есть в каждом человеке. Нет такого - что кому-то дали дар, а кому-то не дали. Все можно из себя достать, прокачать и делиться этим с людьми.

Другие интервью читайте здесь.