- Роман Александрович, как вы считаете, в чем залог успеха вашей компании?

- Если компания стремится достичь успеха в своей сфере, то, в первую очередь, делает ставку на профессионализм сотрудников, командный дух и постоянное совершенствование. Именно эти качества позволяют предложить потребителю такой продукт, который будет востребован долгое время. Для нас таким проектом стал жилой комплекс «Сурская ривьера» на улице Антонова. Семь лет назад наша компания предложила принципиально новое решение для рынка новостроек Пензы, то, чего не строил ни один локальный застройщик — монолитные дома категории «комфорт-плюс» с квартирами улучшенных планировок и высококачественной чистовой отделкой. Мы даже стали своего рода эталоном для местных компаний, некоторые из них начали нам подражать.

- Есть устойчивый стереотип, что чем меньше город, тем ниже стандарт качества сдаваемого жилья. Ваша компания работает в нескольких регионах. Отличается ли подход к качеству сдаваемых квартир, скажем в Сочи и в Пензе?

- Однозначно нет! У нас очень высокие требования к стандарту качества применяемых отделочных материалов и к качеству того продукта, который мы предлагаем потребителю. Это наша ответственность перед клиентами и, если хотите, профессиональная честь. Более того, мы отлично понимаем, что в маленьких городах покупателей меньше, чем в больших, и они более требовательны, поэтому не имеем права опускать планку, иначе квартиры просто перестанут покупать. Помните, выше я говорил про постоянное совершенствование продукта? Мы тщательно отслеживаем все покупательские предпочтения в жилом комплексе «Сурская ривьера» и подстраиваемся под них, предлагая будущим жителям именно те планировки и отделочные решения, которые пользуются наибольшим спросом.


- То есть, выпустив на рынок уникальный продукт, вы постоянно стараетесь сделать его еще лучше? Что заставляет вас искать новые решения и не останавливаться на достигнутом?

- Во-первых, мы всегда ориентируемся на потребительский спрос, так как понимаем, что покупателей нужно держать в тонусе, заинтересовывать их, удивлять. Во-вторых, нашу активность отлично стимулируют конкуренты, ведь выжить и успешно развиваться на рынке, где действует здоровая конкуренция, возможно, только постоянно совершенствуя продукт компании. У нас нет проблем со спросом, так как каждый дом, вводимый в эксплуатацию, мы делаем чуть лучше предыдущего. Конечно, есть и ошибки, но без них невозможно развитие.

- Вы несколько раз подчеркивали, что ваш продукт уникален. Были ли попытки скопировать ваш опыт?

- Да, мы были первыми в Пензе, кто предложил подобный формат жилья, и, конечно же, появились те, кто пытался нас скопировать. Выбор в любом случае остается за покупателем. Со своей стороны, мы делаем все возможное, чтобы удерживать лидирующие позиции по качеству строительства и отделки. 

- В чем основная сложность строительства квартир с готовой отделкой?

- Если компания продает квартиры с черновой отделкой, после заключения сделки купли-продажи отношения с покупателем заканчиваются. Когда речь идет о квартирах с чистовой отделкой уровня «комфорт-плюс», то это совсем другая история, более ответственная. Все мы знаем, что современные клиенты очень грамотные. Они отлично знают, что и как должно быть, какой материал должен быть использован, куда смотреть, как проверять, поэтому заметят любую небрежность.

Например, наши жители очень придирчиво относятся ко всем отделочным материалам, которые мы используем. Поэтому мы изначально не экономим ни на обоях, ни на ламинате, ставим качественную электрику, а перед передачей квартиры качество отделки и выполненных работ обязательно проверяет инженер технического надзора, и, если есть какие-то недоделки, то их устраняют до передачи. Мы хотим, чтобы каждый наш клиент, переступающий порог своей квартиры, остался доволен покупкой и был счастлив. 

- А помните первые заключенные сделки в ЖК «Сурская ривьера», тот момент, когда вы вручали ключи первым жильцам?

- Это был очень волнительный момент, так как мы предлагали совершенно новый продукт на совершенно новом для нашей компании рынке. Не все получилось с первого раза, но мы учли ошибки, и с каждым следующим домом предлагали более интересные решения. Но самое главное не это, если честно. Максимальное удовлетворение от своей работы получаешь тогда, когда к тебе приходят с благодарностью люди, уже живущие в домах, узнавшие их, обустроившиеся. Вот это то самое непередаваемое чувство радости и успокоения, что все не просто получилось, но и понравилось жителям, прижилось.

- Расскажите, как начиналась «Сурская ривьера»?

- На рынок Пензы мы пришли в 2012 году. В октябре 2014 года открыли продажи, а уже в 2015 году ввели в эксплуатацию дома первой очереди. 

- То есть, как только вы открыли продажи, в стране грянул очередной экономический кризис? Как вам удалось его пережить и не уйти с рынка, как сделали многие застройщики?

- Это время для нас тоже было очень тяжелым. Мы демпинговали, пытались сэкономить на качестве, но быстро поняли, что это не выход, и нужно держать заявленную планку, если не хотим потерять клиентов. Пришлось собраться, еще раз пересмотреть свой подход к возникшей проблеме, проанализировать ошибки и переформатировать собственную работу. Здесь нам снова помог профессионализм и сплоченность нашей команды. Ведь любой кризис — это отличный встряхнуться и придумать что-то нестандартное. Всем известно, что в кризис выживает только гибкая модель бизнеса, умеющая быстро перестраиваться и подстраиваться под изменившиеся условия.

- Расскажите, кто у вас покупает квартиры чаще всего?

- Как правило, это молодые семьи, которые только заключили брак, планируют или уже обзавелись детьми. Их привлекают наши большие квартиры евро- или итал-формата с просторными гостиными и кухнями. Если вы обратите внимание на нашу территорию, то она рассчитана и для малышей, и для подростков, и для пенсионеров. Здесь уникальная пешеходная зона с концепцией «двор без машин».

Кроме того, многие семьи, уже купившие квартиры, со временем «перетягивают» сюда родителей, бабушек и дедушек. У нас есть целые «семейные» этажи, что нас очень радует. Интересен еще и тот факт, что жители самых первых домов, купившие однокомнатные квартиры, со временем их продают и покупают более просторные в новых корпусах. То есть, улучшая свои жилищные условия, они не покидают наш жилой комплекс, а переезжают из дома в дом. Мне кажется, что это отличная тенденция.

- Вы готовитесь к сдаче 9-го и 10-го домов. Среди пензенцев ходят слухи, что будет много интересных сюрпризов. Откроете тайну?

— Да, мы знаем об этом, и хотим заверить, что слухи небеспочвенны. Не буду раскрывать всех секретов, лишь скажу, что мы готовим большую презентацию этих домов, и однозначно это будет еще одна ступенька к усовершенствованию нашего продукта. Обещаем удивить как тех, кто уже приобрел наши квартиры, так и тех, кто только собирается это сделать.

- Можете перечислить ваши конкурентные преимущества?

- Самое главное преимущество - создание продукта, которого еще не было на пензенском рынке. В 2012 году мы предложили дома с беспрецедентной для нашего региона этажностью - 22 этажа. Такие здесь никто не строил. Мы делаем высококлассную чистовую отделку - до этого все дома в Пензе сдавались только с черновой отделкой. И, наконец, локация нашего жилого комплекса - экологически чистый район близ старицы Суры, со всей необходимой социальной инфраструктурой и прекрасной транспортной доступностью.

- Здесь не прозвучало слова «цена». А для многих людей цена — это основополагающий критерий. 

- Цена цене рознь. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения застройщика. Всем понятно, что гораздо проще и дешевле строить квартиры в черновом варианте: и по себестоимости, и по скорости, и по передаче будущим жильцам, и по гарантийному обслуживанию. То есть застройщик «отстрелялся» и ушел, а вы там дальше как-нибудь сами. Но мы не хотим делать как проще, наше желание - сделать так, как будет лучше людям. Мы понимаем, что человек сначала собирает деньги на первоначальный взнос, платит за съемную квартиру, потом начинает платить еще и за ипотеку, то есть все это достаточно существенные затраты.

Потом он переезжает в новую квартиру и начинает делать ремонт, все равно еще какое-то время снимая квартиру, тратится на строительные и отделочные материалы, влезает в дополнительные кредиты и долги. Кто-то делает ремонт быстро, у кого-то процесс растягивается на месяцы и годы, везде стоит шум, строители ломают лифты, портят стены в подъездах, переполненные мусорные контейнеры… Готовы ли вы заплатить за квартиру немного дороже, но переехать в полностью готовый подъезд в полностью отремонтированную квартиру и не слышать бесконечного жужжания дрели, при условии, что стоимость вашего ремонта будет включена в ипотечный договор и лишь незначительно увеличит размер ежемесячного платежа? Большинство людей отвечает «да» и выбирает готовую квартиру. 

- Вы экспериментировали с отделкой? 

- Да, и достаточно активно. Например, в восьмом доме мы использовали стиль хюгге, который пришел к нам из Дании. Его главная особенность - позитив и удовольствие, психологическое спокойствие и удобство, безопасность и благополучие. Еще мы применяли элементы итальянского и французского дизайна, которые очень нравились нашим покупателям. Предлагали квартиры в стиле лофт. Последний, модный для столицы стиль, совсем не зашел у пензенцев, поэтому в итоге мы от него отказались. Еще мы подготовили сюрприз для жителей 9-го и 10-го домов, но пока всех секретов раскрывать не хочу. Приглашаю вас на презентацию.

- По итогам прошлого года вам вручили очень престижную федеральную награду «Самый надежный застройщик России 2019 года» в номинации «За высочайшие достижения в области соблюдения прав участников долевого строительства». Что это означает на практике?

- На практике это означает, что, например, в Пензе из десяти домов «Сурской ривьеры» мы точно в срок ввели в эксплуатацию семь домов, еще три дома строим с опережением графика. Все знают, что последние годы строительный рынок лихорадит, очень много обманутых дольщиков, сроки постоянно переносятся. Мы полностью, на каждом нашем строящемся или построенном объекте в Анапе, Твери, Астрахани, Краснодаре и в других городах России, выдерживаем сроки ввода в эксплуатацию. Кроме того, мы уже много лет в нашей работе используем программу проектного финансирования, что является дополнительной гарантией безопасности для наших клиентов. Сейчас эскроу-счета активно внедряются по всей России. Поэтому звание «Самый надежный застройщик России 2019 года» лишь подтверждает наши высокие компетенции и стимулирует нас работать еще лучше.

Другие интервью на актуальные темы читайте здесь.