28 марта 2024, ЧТ, 23:15
26 декабря 2019 Интервью

Кто ездит на пензенских троллейбусах?

фото:Пенза-Взгляд

Представитель совета директоров ООО «Городской электрический транспорт», генеральный директор ООО Управляющая компания «Городской транспорт» Юрий Анфалов рассказал, повысятся ли цены на проезд в троллейбусах и кто в городе выбирает для поездок электротранспорт.

Юрий Валентинович, пензенцы любят троллейбус, что подтверждают опросы. Эта любовь выдерживает проверку временем?

Как ни странно, предпочтения при выборе транспорта чаще всего носят сезонный характер. Летом, когда есть время подождать, пассажиры, как правило, чаще выбирают троллейбус. Он комфортный, экологичный, в нем есть бесплатный  wi-fi. Зимой, когда на улице холодно, человек руководствуется принципом «что первое приехало, на том и еду». Есть уникальные маршруты, иными видами транспорта не представленные. К примеру, «восьмерка», соединяющая Западную поляну с Заводским районом. У нее есть своя категория пассажиров, которые привыкли к расписанию и с удовольствием троллейбусом пользуются.

Между тем, до сих пор существует стереотип, что троллейбус — транспорт для пенсионеров. Насколько это справедливо?

Совершенно устаревшее, не соответствующее действительности представление. Тот же маршрут №8 очень любят пензенские студенты, что могут подтвердить и водители, и кондукторы. Машины выходят на рейс к определенному времени, и нужно отметить, что троллейбусы неукоснительно придерживаются графика движения, так как это одно из условий заключенного муниципального контракта. Если человек выйдет на остановку строго по расписанию, это гарантия, что он будет в нужной точке в нужное время. Пенсионеры - категория населения, которая, во-первых, редко куда спешит, а, во-вторых, привыкла экономить, то есть для вышедших на пенсию немаловажна стоимость проезда, а в пензенском троллейбусе она самая низкая из всех видов транспорта.

Насколько для вас важна конкуренция с другими видами городского транспорта в Пензе?

Реестр муниципальных маршрутов, план расстановки и количество машин определяется муниципалитетом. Поэтому какой-то сильной конкуренции с автобусами и маршрутками нет. Мы не воюем друг с другом, а боремся за качество перевозок. В основе организации троллейбусных перевозок, как я уже говорил, лежит принцип выполнения графика движения и количества рейсов, заложенных расписанием и определенных муниципальным контрактом. Именно за выполненный объем транспортной работы и поступают бюджетные средства на организацию обслуживания населения городским наземным электрическим транспортом. В этом и есть основное конкурентное преимущество перед автобусами и маршрутками. А у людей должен быть выбор, какой транспорт предпочесть в зависимости от ситуации. Может быть парадоксально, но многие пассажиры любят троллейбусы за их неторопливость и надежность. Лучше всего приверженность пензенцев этому виду транспорта доказывают цифры: пассажирооборот в 2019 году вырос в сравнении с 2018 годом на 335 тысяч человек. Это лишнее подтверждение востребованности троллейбусных перевозок.

Планируется ли в ближайшем будущем повышение стоимости проезда в электротранспорте?

В следующем году она не изменится. Контракт с муниципалитетом уже «отыгран» и заключен на период с января до конца августа 2020 года. Как я уже отметил, стоимость проезда на троллейбусах самая низкая – всего 20 рублей, это возможно благодаря тому, что часть затрат на перевозку пассажиров компенсирует городская администрация, иначе тариф мог бы быть 38 рублей, и это без учета затрат на обновление подвижного состава.

Как вы оцените состояние троллейбусного парка на сегодняшний день?

В составе ООО «Горэлектротранс» 67 троллейбусов, из них 22 - белорусского производства, 45 произведены в Саратове. Машинам от 8 до 14 лет и, естественно, они требуют ухода и ремонта. На предприятии реализуется программа среднего и капитального ремонта троллейбусов. По итогам 2019 года отремонтировано 15 единиц - был проведен капитальный ремонт кузова, салона, заменены чехлы на сидениях, машины покрасили. Жители города могут отличить свежепокрашенные машины по ярко-красным, как мы их называем, «боевым» полосам по периметру. В 2020 году мы планируем продолжить эти работы, а в начале года в ремонт выйдут оставшиеся четыре троллейбуса, внешний вид которых не соответствует облику уже отремонтированных. Наиболее же современные троллейбусы белорусского производства до сих пор в нормальном состоянии, показали себя очень надежными и комфортабельными.

В 2017 году в Пензе какое-то время курсировал уфимский троллейбус, который проходил здесь испытания. Чем закончилась эта история?

Были тестовые испытания, которые, в первую очередь, были необходимы разработчикам. На перспективу это один из вариантов обновления парка, однако пока данный вопрос перед нами не стоит. Любое обновление должно быть заложено в тарифе, а он, как я говорил, уже определен. Наша задача на сегодняшний день - поддержание существующего парка в нормативном состоянии и поиск возможности поучаствовать в федеральных программах по модернизации электротранспорта, мы работаем над этим совместно с городом и областью, но это дело будущего.

Троллейбус - это не только машина, но и контактная сеть, без которой он передвигаться по городу просто не сможет. В каком она сегодня состоянии?

При всей кажущейся простоте вопроса он для нас достаточно сложен и болезнен. Дело в том, что контактный провод со временем изнашивается от трения. Поэтому идет постоянная работа по приведению сетей в нормативное состояние. На сегодня их состояние оценивается как хорошее. Только в 2019 году было заменено 750 метров контактного провода, ликвидированы ненужные элементы контактной сети, что позволило увеличить скорость и плавность хода троллейбусов, снизить количество случаев отсоединения токоприемников. В частности, были проведены работы по реконструкции контактной сети на улицах Гагарина, Терновского, Калинина, проспекте Строителей и других. Чаще всего проблемы, из-за которых троллейбус может вовремя не прийти на остановку, возникают по независящим от нас факторам — это заторы, коммунальные аварии на водопроводных и тепловых сетях, которые происходят и ликвидируются на полосе движения электротранспорта по маршруту следования. Не всегда у машины хватает длины дуг, чтобы обойти аварийный участок. 

Могло бы поспособствовать бесперебойности и повышению скорости движения троллейбусов выделение отдельной полосы для движения общественного транспорта?

Рано или поздно мы к этому придем. Это проблема общественного транспорта большой вместимости во всех городах — отсутствие выделенных полос движения, отсутствие или недостаточный размер заездных карманов и некачественная уборка дорог в зимний период. Не так давно я побывал в Ростове-на-Дону и там, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, проблему выделенных полос решили. В центре Пензы сделать такие полосы проблематично. Однако есть ряд направлений - это Окружная, проспекты Победы и Строителей, Терновка, где магистрали это допускают. Транспорт не может двигаться вне потока, и выделение отдельной полосы пойдет на пользу всем участникам дорожного движения. Заездные карманы, в свою очередь, убирают габаритный транспорт с проезжей части, который при этом не создает препятствий для других участников движения, тем самым увеличивается пропускная способность дорог. Существующие заездные карманы, как правило, рассчитаны на одно транспортное средство большой вместимости, а этого недостаточно для обеспечения посадки и высадки пассажиров. Снежные заносы также сужают дорожное пространство, что, в конце концов, приводит к пробкам. А вы понимаете, что из-за своих конструктивных особенностей троллейбус не такой маневренный, как другие участники дорожного движения, и иногда он просто не в состоянии совершать маневры.

Что ждет пассажиров троллейбусов в наступающем году?

Главная задача - это совершенствование работы систем коммуникации между транспортом и пассажирами. На сегодняшний день мы заменили 100% датчиков ГЛОНАСС на машинах, и они в режиме реального времени отображаются в онлайн-сервисах. Изменится система оплаты проезда, появится возможность безналичной оплаты билета. Что хотелось бы поменять? Основными причинами, препятствующими развитию электрического транспорта, может быть отсутствие контактной сети и недостаток мощности тяговых подстанций. Мощности тяговых подстанций у нас хватает с резервом. Контактную сеть нужно строить (а это существенные затраты) или использовать троллейбусы с автономным ходом (которые также немало стоят). Неплохо было бы дойти троллейбусными линиями до «Арбековской заставы», до ГПЗ-24, закольцевать маршрут на улице Клары Цеткин, спуститься от Западной по Окружной вниз, но это уже другая история.

Будет ли продолжена в этом году традиция. по которой под Новый год в троллейбусе ездил Дед Мороз, и пассажиры получали конфеты от волшебника?

Мы стараемся делать небольшие сюрпризы для наших пассажиров, и этот год не станет исключением. Но всех деталей раскрывать не буду, на то он и сюрприз.