Наталья Евгеньевна, 9 декабря, в Международный день борьбы с коррупцией, есть повод еще раз поговорить о коррупции в нашем регионе, а точнее – о противодействии коррупционным проявлениям. Не стали ли наши граждане терпимее относится к этому негативному явлению?

Действительно, 9 декабря провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 г. в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию 9 декабря и ратифицировала ее в 2006 году. Этот день, безусловно, является дополнительным поводом информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции.

Жители нашего региона, несмотря на озабоченность экономическими, социальными и политическими вопросами, прекрасно понимают, что коррупция подрывает принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок, ослабляет экономическое развитие и разрушает доверие общества к власти в целом и к государственным органам в частности.

Если же смотреть глубже, то необходимо констатировать, что коррупция способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. И потому борьба с ней ведется в нашей стране последовательно и системно – от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

На что в первую очередь ориентированы прокуроры в своей работе по противодействию коррупции?

Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Наша работа направлена прежде всего на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные наши усилия сосредоточены на приведении нормативных правовых актов в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства, своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности виновных лиц, возмещении причиненного вреда.

Как бы Вы в целом охарактеризовали уходящий год для прокуратуры в плане борьбы с коррупцией?

Хотелось бы отметить, что противодействие коррупции – это комплексная система, совместная деятельность всех государственных органов, институтов гражданского общества и граждан. В связи с чем в целях максимально эффективного и оперативного реагирования на факты коррупции прокуратура получает информацию из всех возможных источников: ведется мониторинг средств массовой информации, и сети «Интернет», осуществляется взаимодействие с общественными объединениями, проводятся телефонные «горячие линии». При этом очень важным поступления источником о фактах коррупции были и остаются обращения граждан и юридических лиц, которые могут направить свои жалобы не только посредством почтовой связи, но и через специальный раздел на сайте прокуратуры области.

Органы прокуратуры принимают меры по противодействию коррупции в различных сферах. За 9 месяцев 2019 г. нами выявлено 1261 нарушение антикоррупционного законодательства. В целях их устранения прокурорами принесено свыше 485 представлений, на незаконные правовые акты принесено более 300 протестов, в суды направлено свыше 38 заявлений. По требованию прокуроров 515 должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке, 97 лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.

Только за 9 месяцев 2019 года нами выявлено 433 коррупциогенных фактора в нормативных правовых актах государственных органов власти Пензенской области и нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

В целях их устранения прокурорами принесено 306 протестов, внесено 60 требований об изменении нормативных правовых актов.

По состоянию на 30.09.2019 коррупциогенные факторы устранены из 293 нормативных правовых актов.

Если говорить о структуре коррупционной преступности за истекший период 2019 года, то в нашем регионе преобладали случаи получения взятки (19), мелкого взяточничества (18), мошенничества (11), дачи взятки (10), коммерческого подкупа (6). Выявлены также 3 факта служебного подлога, 2 посредничества во взяточничестве, 2 – присвоения и растраты, 1 – злоупотребления полномочиями и иное.

Всего в уголовно-процессуальной сфере за 11 месяцев 2019 года выявлено 89 преступлений коррупционной направленности. Это почти на 8 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В этой работе принимали участие все правоохранительные органы региона. Например, 58 преступлений выявлено сотрудниками УМВД России по Пензенской области 14 – сотрудниками УФСБ России по Пензенской области, 7 – органами ФСИН, 6 – следователями СУ СК России по Пензенской области, 4 – прокурорами.

Обыватели воспринимают борьбу с коррупцией, в первую очередь, как противодействие чиновникам, пользующимся своим положением. Какие успехи достигнуты в этой сфере?

Речь, как я понимаю, идет о неполном указании чиновниками сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении супругов и несовершеннолетних детей, и о конфликте интересов.

Хотела бы отметить, что перечень лиц, на которых возложена обязанность предоставления таких сведений, довольно широк. Он установлен статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Могу сказать, что в текущем году нами проделана большая работа в этом направлении. Уже выявлено более 400 нарушений закона, связанных с предоставлением такими лицами недостоверных сведений. Чаще всего они не отражали имеющиеся в собственности или в пользовании объекты недвижимого имущества, дополнительные доходы помимо основного места работы, участие близких родственников (супругов) в управлении коммерческими организациями, что сопряжено с конфликтом интересов. Нередко ими не указывались банковские счета, что также не менее актуально, поскольку в нашем регионе выявлялись случаи использования служащими своих счетов для получения незаконного вознаграждения.

Безусловно, такие факты не остаются безнаказанными. К нарушителям применяется весь комплекс мер ответственности, вплоть до увольнения.

Например, глава администрации одного из сельских поселений Башмаковского района вместе со справкой о доходах не представила справку из банка о движении денежных средств по банковскому счету за отчетный период, притом, что общая сумма денежных поступлений на этот счет превысила ее общий доход за отчетный период и два предшествующих ему года. За это она была уволена в связи с утратой доверия, но оспорила увольнение в судебном порядке. В итоге суд признал, что оно произведено законно.

Добавлю, что сведения об увольнении чиновников в связи с утратой доверия включаются в общероссийский реестр таких лиц и будут находиться там в течение 5 лет со дня применения указанного взыскания.

За истекший период 2019 г. выявлено 20 фактов личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, которая привела или могла привести к конфликту интересов. Если приводить примеры, то можно упомянуть Городищенский район, где с октября 2018 г. по январь 2019 г. глава администрации Верхнешкафтинского сельсовета заключила со своим отцом 4 гражданско-правовых договора на оказание услуг по управлению автомобилем. По итогам рассмотрения представления прокурора Городищенского района муниципальной чиновнице объявлен выговор. Конфликт интересов прекращен.

В Земетчинском районе глава администрации Матчерского сельсовета приняла на работу в администрацию своих супруга, сестру и сестру супруга. По представлению прокурора чиновница привлечена к дисциплинарной ответственности, двое ее родственников уволены. В настоящее время она также не работает в органе местного самоуправления.

В каких сферах чаще всего выявляются коррупционные преступления? Есть ли примеры уголовных дел, которые были возбуждены на уровне областных ведомств и учреждений? И одинаково ли строг закон по отношению к представителям власти и управления высокого регионального уровня?

Как показывает практика, наиболее подвержена коррупционной опасности в настоящее время сфера государственных и муниципальных закупок. Нами выявляются факты картельных сговоров участников закупок в сфере здравоохранения, дорожной деятельности, осуществления перевозок граждан. Все это влечет ограничение конкуренции и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств.

Буквально на днях вступил в законную приговор суда в отношении бывшего главного врача ГБУЗ «Областной онкологический диспансер». За получение взяток в особо крупном и крупном размерах он осужден к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 11 млн рублей и запретом на 3 года занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в учреждениях и организациях здравоохранения.

По делу доказано получение им с декабря 2016 года по апрель 2018 года взяток на общую сумму более 1,6 млн рублей за обеспечение условий участия двух фармацевтических компаний в аукционах на право заключения контрактов на поставку лекарственных препаратов с возглавляемым им медицинским учреждением.

На слуху еще вынесенный в июле текущего года приговор бывшему заместителю Министра промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области – начальнику Управления транспортного обслуживания, который на 2 года 6 месяцев лишен свободы в исправительной колонии общего режима и на 1 год - права занимать должности государственной службы за получение в октябре 2018 года взятки в размере 100 тыс. рублей за изменение заявки при проведении конкурса на право получения свидетельств на пассажирские перевозки, а также за получение мошенническим путем 346 тыс. рублей за обещание решить вопрос о непроведении проверок или освобождении от ответственности перевозчика.

Из расследуемых в настоящее время уголовных дел могу назвать выявленный случай, когда должностное лицо Правительства Пензенской области совместно с руководителем одного из госучреждений и другими лицами в июле текущего года совершили хищение бюджетных денежных средств в размере более 33,2 миллиона рублей, выделенных для реализации долгосрочной целевой государственной программы. Деньги были похищены путем заключения фиктивных договоров на выполнение работ и оказание услуг для госучреждения с созданным под контролем обвиняемых юридическим лицом, фактически не осуществляющим хозяйственной деятельности.

У всех на слуху в 2019-м году было дело «Савина-Ширшиной». Оно закончилось фактически освобождением чиновников от ответственности — по истечению срока давности либо, как решил суд, из-за недоказанности отдельных эпизодов. Будет ли прокуратура настаивать на пересмотре дела?

К большому сожалению, суд апелляционной инстанции не принял во внимание доводы апелляционного представления прокуратуры. В настоящее время прокуратурой области готовится кассационное представление для направления в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Законы нарушаются не только чиновниками, но и бизнесменами и обычными гражданами, не способными устоять перед искушением решить вопрос противозаконными способами. Увеличилось ли число таких преступлений за 2019 год или пошло на спад?

Безусловно, когда мы говорим о борьбе с коррупцией в общих масштабах, то гражданам нужно начинать с себя. Что скрывать, люди нередко и настойчиво предлагают должностным лицам деньги для решения своих насущных вопросов, которые они могут решить и в правовом поле. Статистика говорит об увеличении числа подобных фактов. Если за 9 месяцев 2018 года было выявлено 6 случаев мелкой взятки (ч. 1 ст. 191.2 УК РФ), то в текущем году – уже 12.

Пятая часть раскрытых в регионе взяток – это взятки на дорогах. В большинстве случаев это мелкие взятки. Их получают инспекторы ДПС, и сами граждане также пытаются вручить им деньги за несоставление административных протоколов.

Например, мировой суд в Первомайском районе г. Пензы в июле этого года рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина, который в состоянии алкогольного опьянения после задержания инспектором ДПС пытался передать ему в патрульном автомобиле 5 тысяч рублей за непривлечение к административной ответственности. Суд назначил виновному наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы 10 процентов в доход государства.

Взятки предлагались также сотрудникам правоохранительных органов с целью доставки на территорию исправительного учреждения запрещенных предметов, за прекращение уголовного дела и другие.

А были ли случаи в 2019 году, когда представитель закона был уличен в действиях коррупционной направленности? Какие санкции к нему были применены?

К сожалению, такие случаи в Пензенской области были. За 9 месяцев к уголовной ответственности за коррупционные преступления привлечены 7 сотрудников правоохранительных органов, из них – 4 сотрудника ОВД, 3 – УФСИН.

Например, в июне текущего года инспектор ДПС районного подразделения ОВД остановил водителя за выезд на полосу встречного движения. Однако получив от нарушителя взятку шашлыком и кока-колой на сумму около 1 тысячи рублей, не стал составлять административный протокол. В настоящее время это дело рассматривается в суде.

На стадии предварительного расследования находится еще одно уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника полиции по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия). Молодой оперативник в сентябре этого года в одном из кафе г. Пензы получил от гражданина денежные средства в размере 100 тыс. руб. за помощь в принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Указанный факт был выявлен и пресечен сотрудниками УФСБ России по Пензенской области.

Все государственные и муниципальные органы обязаны принимать меры по профилактике коррупционных проявлений среди своих сотрудников. В служебных автомашинах ДПС установлены видеорегистраторы, которые фиксируют обстановку не только на дороге, но и в салоне машины. Кстати, именно благодаря такому видеорегистратору было выявлено преступление, пример которого я привела.

Кроме того, все государственные и муниципальные служащие обязаны сообщать своему руководству обо всех фактах обращения к ним лиц в целях склонения к коррупционному поведению.

Какие профилактические меры предпринимаются прокуратурой Пензенской области для снижения числа коррупционных преступлений?

В 2019 году мы организовали и провели более 400 мероприятий правового просвещения в сфере противодействия коррупции.

В России реализуется комплексный план совместных мероприятий по антикоррупционному просвещению и формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению на 2018-2019 годы, утвержденный Генеральным прокурором Российской Федерации.

Есть такой план и на региональном уровне. В нем помимо прокуратуры области задействованы все правоохранительные органы.

Хотелось бы отметить, что активное участие в мероприятиях по профилактике коррупционных проявлений в обществе принимают и жители нашего региона. На днях я по поручению Генерального прокурора Российской Федерации вручила золотую медаль и свое Благодарственное письмо студенту ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса» Александру Юндину. Этот талантливый 19-летний юноша принял участие в Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», организованном Генеральной прокуратурой Российской Федерации и стал победителем национального этапа этого конкурса в номинации «Лучший плакат». Его работа, названная «Коррупцию побеждают люди!», заняла 1-ое место среди более чем 22 тысяч работ других участников со всего мира.

Лучшие работы конкурсантов, отобранные национальными конкурсными комиссиями государств – участников конкурса, размещены на сайте конкурса в разделе «Работы конкурсантов» (http://www.anticorruption.life/works/).

Каким направлениям работы предполагается уделить основное внимание в 2020 году. Какие тенденции остаются самыми тревожными в плане коррупции?

Сегодня коррупционным проявлениям подвержены многие сферы, что вызывает особую тревогу в обществе. Поэтому противодействие коррупционным процессам было и остается приоритетным направлением в нашей работе.

Прокуратура выполняет координирующую роль в борьбе с коррупцией, ведет работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия в рамках рабочих групп, куда входят руководители всех силовых ведомств, контролирующих органов. Наши усилия направлены также на повышение эффективности правового регулирования, реализацию мер по профилактике коррупции, выявление, пресечение коррупционных правонарушений практически во всех сферах, подверженных коррупционным рискам.

Государственная политика в настоящее время требует пристального внимания к реализации Национальных проектов. Это очень коррупционноемкая сфера, поскольку активное бюджетное финансирование создает риски хищений таких средств. Поэтому все госструктуры в настоящее время ориентированы на эффективное исполнение Национальных проектов и выявление нарушений при их реализации.

В прокуратуре региона есть определенные наработки по данному направлению, но многое нам вместе с правоохранительными органами предстоит еще сделать для укрепления законности на территории Пензенской области.

Но лично для меня важно, чтобы каждый человек понимал свою ответственность за то, что происходит рядом с нами. Нельзя быть равнодушным к произволу чиновников. Только тогда, когда большинство наших граждан воспитают в себе нетерпимость к любым проявлениям коррупции, перестанут своим бездействием поощрять преступников, можно будет говорить об искоренении этого социального зла.