24 апреля 2024, СР, 20:34
3 декабря 2019 Интервью

Лариса Казакова: «Сейчас люди хотят больше узнать о судьбе родных, пропавших в годы Великой Отечественной войны»

фото:из архива Л. Казаковой

3 декабря отмечается День неизвестного солдата. Журналист портала «Пенза-Взгляд» побеседовал с председателем регионального отделения «Поискового движения России» в Пензенской области Ларисой Казаковой о том, какая работа ведется в регионе для того, чтобы неизвестных и ненайденных бойцов стало как можно меньше.

- В День неизвестного солдата поисковый отряд «Поиск-вездеход» организует акцию, которая позволит пензенцам узнать о судьбе своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. Как обычно проходят такие акции?

- Мы проводим подобные мероприятия с 2015 года несколько раз в год – 3 декабря, 22 июня и 9 мая. В дни акций работают приемные, в которые жители могут обратиться и зачастую на месте получить ответ на запрос о судьбе своего родственника. Но так как не все могут прийти в эти дни к нам, мы организуем работу подобных приемных каждый четверг, и не было еще ни одного дня, чтобы не пришло ни одного запроса о судьбе бойца.

Сейчас люди активизируются, приходят запросы не только с территории Пензенской области, но и из других регионов, а также из стран СНГ, бывшего СССР.

Раньше было больше запросов, которые удавалось обработать сразу на месте. Так, например, 22 июня прошлого года пришла женщина, которая захотела узнать, где похоронен ее родственник. Выяснилось, что на Митрофаньевском кладбище, и она сразу туда решила поехать. Однако потом она стала распутывать эту историю, захотела узнать, где он получил ранение, решила узнать больше, и вновь пришла к нам за помощью. И это хорошо, что люди не хотят быть Иванами, родства непомнящими, что обращаются к истории своей семьи.

- Есть ли какие-то ресурсы, которыми люди могут воспользоваться самостоятельно, если захотят найти информацию о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной?

- Ресурс «ОБД «Мемориал» и «Память народа». Если нужно узнать информацию о награждении, то можно обратиться к «Подвигу народа».

Сейчас запросы, с которыми к нам приходят, стали более сложными, потому что люди научились пользоваться этими ресурсами. По крайней мере, то, что лежит на поверхности, они могут узнать сами. Обычно нам поступают более сложные запросы, например, если есть ошибки в именах, фамилиях. Иногда люди сами проделывают огромную работу. Так, несколько недель назад к нам приходила женщина, которая составила целых восемь запросов в различные инстанции. Из некоторых ей пришли ответы «Данных нет», и когда приходит такой ответ, это значит, что не хотят искать информацию. Не буду озвучивать названия организаций, приславших отписку. Это человеческое равнодушие. Люди работают в этих структурах, получают за это деньги. А мы общественники, занимаемся этим в свободное от работы время. Кто-то после работы идет в бассейн или на лыжах кататься, а мы садимся обрабатывать запросы. Каждому из них уделяем внимание, но, к сожалению, не по каждому бывает положительный ответ.

Проект поискового отряда «Поиск-Вездеход»

- Какие запросы самые распространенные?

- Чаще всего люди хотят узнать о судьбе близкого, который пропал без вести. 300 000 военнослужащих было призвано с территории Пензенской области, 100 000 не вернулись, около 98 000 пропали без вести.

Иногда люди знают только фамилию, имя и отчество бойца и откуда был призван. Эти запросы, с большей долей вероятности, не будут обработаны в положительном ракурсе. Остается только ждать, что кто-то из поисковых отрядов обнаружит личную вещь, которая даст возможность потянуть за ниточку и распутать историю.

Если человек пропал без вести в годы ВОВ — это было даже как-то для семьи позорно, существовала вероятность того, что он перешел на сторону врага, поэтому детям не разрешали поступать в вузы, они не получали пенсию. Сейчас статус «пропал без вести» не имеет такого характера, который он имел в военное и послевоенное время, но наша работа важна и тем, что поисковики возвращают честное имя бойца.

Был такой случай — весной в Кузнецком районе мы передавали медальон бойца, он был найден мордовским поисковиками, и внук красноармейца рассказывал: «Мой отец говорил, что когда они были маленькими, в селе ему говорили, что его папа предатель». И только в прошлом году его имя вернули — стало известно, что он погиб в бою. Был такой момент — дочь человека, который считался пропавшим без вести, рассказывала, что мама была на мужа обижена, так как думала, что он просто от них ушел. И она эту мысль культивировала у детей, и получилось так, что в итоге дочь так и не забрала медальон. Бабушке было 80 лет. Уговаривать ее бесполезно. Это ее решение, и оно имеет место быть. Отряд, который нашел бойца, очень расстроился, это шрам и на моем сердце. Это первый случай, когда родственники отказались от медальона, это показательный случай. История бывает разная. И в данном случае она такая.

- Как часто удается найти родных бойца?

- Практически всегда. Иногда процесс поиска очень сложен и занимает не один месяц. До этого года в 100% случаев удавалось найти родственников, они приезжали на захоронение, говорили слова благодарности. Однако в этом году был запрос по бойцу по фамилии Калина, по нему найти родственников не удалось. Он проживал на Московской, 60, квартира 10. Сейчас дома нет, куда переселили его жильцов, никто не знает. Обращалась в архив городской администрации, но у них есть информация о переселении только после 60-года. В архиве такой информации нет. Также не удалось найти сведения о матери, которую боец указал в своем медальоне.

И также есть медальон, который мы нашли в этом году в Белоруссии. Боец - уроженец Витебской области, но призван был из Еврейской автономии. Мы сейчас ищем и там, и там, и пока, к сожалению, не смогли найти родственников, но поиск продолжается.

- Когда поисковики находят бойца, но личность установить не удается, что происходит с останками?

- Боец перезахоранивается в братской могиле и остается без вести пропавшим.

- Сколько в Пензенской области поисковых отрядов и как вы взаимодействуете друг с другом?

- В 2013 году было создано юридическое лицо «Региональное отделение «Поисковое движение в Пензенской области». Тогда в состав отделения входили 4 отряда, сейчас зафиксировано 12 отрядов. Есть поисковые отряды в городе Каменке, Сердобске, Пензенском районе и Заречном. Общее количество поисковиков – более 400. Отряды регулярно взаимодействуют друг с другом, всегда на связи, участвуют в совместных мероприятиях. Мы духом едины с другими поисковыми отрядами. Знаю точно, что если что-то в жизни произойдет, то нет людей ближе, чем те, с кем была в поиске, именно они придут на помощь. Свой пуд соли мы с ними съели.

- Как думаете, с чем связан рост числа поисковиков?

- С популяризацией нашей деятельности - для этого используем СМИ, рассказывая о своей деятельности, проводим передвижные тематические выставки по образовательным учреждениям города Пензы и области, классные часы, встречи с ветеранами, «уроки мужества», акции «Дорога к обелиску», «Судьба солдата». Изначально принимаем всех в отряд и каждому даем возможность попробовать себя в этом. После первой экспедиции человек понимает, его это или нет. И его решение не подвергается ни в коем случае никакому обсуждению.

- Если предварительно подвести итоги года, то какие достижения регионального отделения «Поискового движения России» считаете самыми значимыми? И какие планы уже есть на следующий год?

В этом году на средства президентского гранта был реализован проект «В тылу герои не забыты» - мы установили семь мемориальных досок и издали книгу с одноименным названием. Это книга-справочник об истории эвакуационных госпиталей на территории Пензенской области в годы Великой Отечественной войны. После истории каждого госпиталя идет перечень список военнослужащих, умерших в этом госпитале. Нами была проделана большая работа, и в результате выверки данных удалось установить, что погибли от ран и были захоронены не 1100 с лишним человек, а в два раза больше. Эти фамилии не были у нас увековечены ни в паспорте, ни на мемориальных плитах. Следующий этап — внести изменения на плиты. Мы гордимся этим проектом, нашим опытом, потому что не все тыловые регионы смогли проделать такую работу.

В августе этого года закончили этот проект и сразу же приступили к следующему, он называется «Наследники победителей». Мы исследуем авиакатастрофы, которые случились на территории региона в годы ВОВ. В следующем году планируем установить памятные знаки в местах падения самолетов. Иногда бывает, что люди живут и не знают, что в годы войны в их селе упал самолет. Ладно, если не знают жители старшего поколения, но если не знает молодежь — это наше упущение. Также будет издана книга, в которую войдут биографии летчиков, истории авиационных частей.

К 75-летию Победы в ВОВ планируем открытие музея, создание которого сейчас обсуждается.

Если говорить об итогах, то в этом году поисковые отряды области совершили 13 полевых экспедиций, ездили в Карелию, Беларусь, Новгородскую, Смоленскую, Орловскую, Калужскую области. На счету у них около 100 поднятых бойцов, установлено 34 имени, сейчас идет поиск родственников, весной планируется захоронение.

В следующем году планируем экспедицию в Калининградскую область. Было бы здорово там поработать — это историческая земля, бои 44-45 годов, там встречается много наград и много интересных вещей. Местные поисковики показывают замечательные результаты, и особенно замечательно то, что за год у них было поднято двое пензенцев — были найдены медаль и котелок, принадлежащие бойцам.

И, конечно, поедем в Беларусь неизменно, где мы систематично отрабатывает места, где шла 61-я стрелковая дивизия. Это будет наша 10, юбилейная экспедиция в республику.

Другие интервью читайте здесь.