- Артем, на выставке, которая сейчас проходит в Губернаторском доме, представлено несколько картин, на которых запечатлена Пенза. При взгляде на них чувствуется, что Вы очень любите город... Чем он Вас цепляет?

- У нас очень красивый город. Особенно нравятся старые виды, потому что все современные города похожи друг на друга, и если приехать в другое место, увидишь там такие же многоэтажки, торговые центры. А дух города прослеживается на старых улицах, его передают старые здания, храмы, церкви, монастыри. Раньше очень много ходил по Пензе, рассматривал старые фотографии. Отсюда и некоторые мои работы.

- Вы родились в Пензе?

Да, коренной пензенец. У меня дед был резчиком по дереву, отец - художником, я вырос в этой среде и решил заниматься творчеством. Учился в художественной школе, которая кстати, располагалась в этом самом здании, в Губернаторском доме, но в другом крыле. Здесь, где сейчас открыта выставка, все было заброшено тогда. После художественной школы пошел в училище имени Савицкого и окончил его по специальности «художник-преподаватель». Сейчас моя жизнь тесно связана с творчеством, хотя были периоды, когда я вообще почти не писал.

- Каким словом или словосочетанием Вы могли бы охарактеризовать свои картины?

- Реалистичная живопись. В традиционной манере, я бы сказал даже, в советской, в духе того времени. Больше всего нравятся городские пейзажи, хотя чаще художники любят рисовать природу. Пишу преимущественно маслом, потому что у масляной живописи больше технических возможностей, чем у других красок, можно и жидко, и пастозно написать, и сухой кистью — в других красках такого нет. И краска пластична, можно долгое время делать замесы, вплавлять в нее другой цвет, она не высыхает так быстро, как гуашь, например. А вообще я экспериментирую, пробую постоянно что-то новое — техники и жанры.

- Какая из картин Ваша самая любимая?

- На ней тоже изображена Пенза, но эта работа в Губернаторском доме не представлена. Начинал писать ее в 2009 году. Потом служба в армии, потом жизнь меня немного в другую сферу направила. Но в последние два года я достаю старые работы и начинаю их доделывать. Она одна из них. На ней изображен дворик за зданием МВД на улице Лермонтова. Сейчас в него без приглашения уже не зайти. Но было время, когда многие молодые художники хорошо его знали. При работе над картиной стояла задача сделать вид старой Пензы с видом на Никольскую церковь немного под другим углом, не так, как на всех известных фотографиях начала ХХ века. Дописал ее. Были и другие недописанные работы. Бывает так - рисуешь, и какой-то ступор наступает, картину приходится откладывать и доставать через полгода, чрез год. Некоторые работы пишутся очень долго.

«Пензенский дворик»

- С чем это связано? Душа к ним не лежит?

- Бывает так, что не знаешь, что делать. Вот не идет. Возникает ощущение, что чего-то не хватает, а чего - не знаешь. Тогда я ее убираю, достаю через полгода, и какие-то новые мысли приходят, где что можно доделать.

- Вы сказали, что был период, когда Вы вообще переставали писать...

Немного ушел в другую область — нужно было зарабатывать деньги, так было проще, чем заниматься живописью. Тяжело художник себя прокормить. Много чего умею — машинами занимался, на стройке работал. Но сейчас решил вернуться к живописи.

«Кактусы и фиалки»

- Коммерческими проектами занимаетесь?

 - Да, росписью стен, например, вместе с командой. Расписывали стены в гостинице, в ТЦ, кинокомплексе.

- А свои картины на продажу выставляете?

-Да, покупают в основном жители других городов, причем виды Пензы. Путешествовал по Европе, рисовал также европейские города, такие картины хотят видеть у себя дома люди, которые также посетили эти места. Практически не пишу портреты на заказ — там нужно угодить заказчику, очень мало творчества.

«Прованс»

- Расскажите о своих творческих планах.

- Экспериментировать, пробовать что-то новое. Если говорить более конкретно, то хочу сделать серию работ, посвященных Пензе — сейчас работа над этим ведется.

- Что бы Вы пожелали начинающим художникам?

- Искать себя, искать свою фишку. Бывает так, что художники пытаются подражать кому-либо, но когда люди смотрят на картины, они чувствуют, рисовал ли это человек творчески или нет. Важно, чтобы у картин было свое лицо.

«Рябина»

Другие интервью читайте здесь.