Андрей Сушков: «Молодежный парламент — это школа будущего деятеля-общественника»
Председатель Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области о проектах, политических амбициях и результатах работы.
Андрей, с какого года вы в Молодежном парламенте?
Я пришел сюда еще школьником в 2012-м. Сейчас учусь на историко-филологическом факультете в магистратуре и параллельно преподаю историю в колледже транспортных технологий.
Расскажите для тех, кто не в курсе, в чем смысл существования молодежного парламента?
Это совещательный орган при Законодательном Собрании Пензенской области. Молодежный парламент - это команда активных представителей молодежи, которые делегируются сюда депутатами и призваны решать проблемы подрастающего поколения. Мы выделяем три основных направления в деятельности: законотворчество, проектная работа, создание системы молодежного парламентаризма, то есть отладка взаимосвязи со всеми районами региона. Мы разрабатываем законопроекты, касающиеся молодежи, которые вносятся депутатами Собрания. За то время, что я работаю здесь, молодежным парламентом, к примеру, был разработан и внесен проект закона о молодежной политике, урегулирован вопрос использования знамени Победы на мероприятиях в образовательных организациях. Одна из последних знаковых инициатив — закон о запрете продажи несовершеннолетним вейпов и кальянов. Было очевидно, что они приносят вред и надо было прекратить их продажу людям, не достигшим 18 лет. Большую часть времени занимает проектная работа, мы делаем сейчас упор в эту сторону. У нас есть несколько опорных проектов, которые интересны молодежи. Одна из рабочих групп показала карту по следам забытых усадеб. Так мы привлекаем внимание молодых людей к истории своего региона. Не все знают, что в области есть усадьбы, которые в свое время были забыты - Воейкова, Куракина, Голицыных. Мы видим в них огромный потенциал и мобилизуем молодежь на благие дела, приводя территорию этих усадеб в порядок.
Но ведь этой работой могут заниматься другие организации: волонтерские отряды, добровольческие дружины. Зачем вы берете ее на себя?
В составе молодежного парламента есть руководители разных общественных организаций. Они обратились с просьбой объединить силы волонтерских объединений ради достижения общей цели. И еще: мероприятия мы можем проводить каждый месяц, а законы принимать в таком режиме не можем. Так что одновременно решаем две задачи: привлекаем внешние ресурсы и делаем работу на законотворческом уровне.
Бывает такое, что вы уверены в подготовленном законопроекте, а наставники из Заксобра говорят вам «нет»?
У нас хватает спорных моментов по законам и проектной деятельности, но всегда мы приходим к компромиссу. Например, проект Закона о молодежной политике прорабатывался очень долго. Нам пришлось работать два года, чтобы полностью его скорректировать.
По смыслу или дело в юридических нестыковках?
И по смыслу в том числе. Нам надо было заложить базис молодежной политики, и этот закон помог добиться результата.
Кто оценивает результативность вашей работы?
Сами молодежные организации. КПД выявляется как раз на проектах. Например, хорошая оценка была по проекту «Re: ШКОЛА», развивающему ученическое самоуправление. Мы видим реакцию на проекты, просим обратную связь от участников мероприятий. Была критика, были положительные отклики. Видели, что местами система самоуправления очень сильно проседала: где-то учителя не понимают, зачем это надо, где-то сами школьники не хотят вовлекаться в процесс. Мы организовали общий проект, который охватывает 30 школ. Все школы, которые в нем участвуют, говорят «спасибо».
Есть менее масштабные, но важные дела. У нас много сельских библиотек, законами тут не помочь. Книжные фонды в селах не обновлялись со времен перестройки. Мы просим людей приносить книги, смотрим издания на предмет качества и везем в села. За несколько лет - с 2016 года — отвезли в библиотеки около десятка тысяч книг. Вы не представляете, какая идет реакция со стороны местных жителей.
Отдельный проект «Память и гордость в сердцах поколений», направленный на восстановление памяти об участниках Великой Отечественной войны – уроженцах Пензенской области. Суть простая – мобилизация молодежи по патриотическому направлению. Вместе мы помогаем в реконструкции памятников, воинских захоронений. Председатель Законодательного Собрания Валерий Кузьмич Лидин лично курирует этот проект и помогает в его реализации.
Андрей, нет ощущения, что в парламенте вы могли бы заниматься более глобальными и актуальными для современной молодежи вопросами, например проблемой оттока перспективных молодых людей в другие регионы?
Мы этой темой занимаемся. Понятно, куда все бегут. Проблема замыкается на социальных лифтах, их неэффективности, ситуации, когда молодые ребята или девушки не могут продвинуть свою инициативу. На прошлой неделе представитель молодежного парламента на форуме «Таврида» защитил проект, который позволит изменить ситуацию – это наша совместная инициатива, которая поможет создать качественный социальный лифт с молодежью на местах.. В чем суть проекта, который получил название «RE: Project»? Это обучение молодежи социальному проектированию в районах. Благодаря ему молодежь сможет свои идеи, в том числе и предпринимательские, научиться воплощать в жизнь. Будет организовано видеообучение, вебинары. Мы хотели бы, чтобы каждый качественный проект был поддержан в Законодательном собрании. Здесь есть депутаты, сюда приходят министры. Мы договорились, что лучшие проекты будут реализованы на территории региона. Проект охватывает 700 человек. Это мало, но мы пытаемся.
Вторая проблема, которая касается менее активной, но более широкой прослойки молодежи — трудоустройство после школ, техникумов и ВУЗов. Что делается Молодежным парламентом в этом направлении?
Здесь есть сложный момент. У нас налажено прямое взаимодействие между пензенскими вузами, колледжами и отдельными предприятиями. Некоторые действующие депутаты являются директорами крупных компаний. С ними мы обсуждали проблему и пришли к выводу, что в Пензенской области обеспечивается устойчивый экономический рост, появляется большое количество новых рабочих мест, особенно в последние годы. К сожалению, о них мало кто знает.
А как быть с вечно замкнутым кругом: работодателям нужны работники с опытом, но откуда его взять молодежи, если невозможно трудоустроиться?
Сейчас это все меняется. Волею судьбы удалось побывать на одном из крупных производственных предприятий Пензы. Там охотно принимают в том числе молодых специалистов. Молодежный парламент пытается локально помочь в налаживании связей между предприятиями и молодежью. У нас в парламенте есть председатели вузовских профсоюзов, мы их связываем с директорами предприятий.
Не кажется, что из Пензы членам молодежного парламента трудно узнать о проблемах молодежи в Спасске, Неверкино и других, еще менее населенных и более отдаленных пунктах?
Это отдельное направление работы — взаимосвязь с муниципалитетами. С 2017 года мы решили поменять концепцию и не сидим постоянно в Пензе. У нас практически каждую неделю выезды в районы. Второе - образовательные дистанционные программы. В каждом районе была достигнута договоренность с районными библиотеками, в которых есть возможность организовать видеоконференции с помощью скайп-связи.
А есть практика выезда в школы к старшеклассникам?
Мы все это также параллельно делаем, выстраиваем информирование учащихся в районах. Вы должны понимать, что у нас совещательный орган, люди работают на общественных началах. Приходим сюда в свободное от работы и учебы время, пытаемся определенные проекты реализовать. Что-то у нас получается, где-то не получается. Все районы мы на данный момент не охватываем, это правда, но система только формируется.
Какие районы самые проблемные?
Самые дальние. Знаете, скорее не проблемные, а особенные. Вот Тамалинский район самый дальний, 220 километров от Пензы, но там молодежь мобилизуется, успешно развивает патриотический проект, восстанавливает памятники культуры, усадьбу Голицына. В Городищенском районе больше нуждаются в социальной помощи. Тут мы помогали малообеспеченным семьям, с книгами для библиотеки, в проработке образовательной программы по проектной работе, обучаем выстраивать диалог с властью — региональной и муниципальной. Иногда на муниципальном уровне инициатива остается незамеченной, а в Пензе ее замечают и пытаются продвинуть. Но этого недостаточно, нет связи постоянной. Часто местная власть говорит, что ресурсов нет, и тогда региональная помогает воплощать все в жизнь. Важно представить площадки для презентации инициативы и получить ресурс для реализации. Хорошая площадка — молодежный форум «Ласточка». Под каждую качественную инициативу выдается денежный ресурс в размере 50 тысяч рублей. Если молодежь представляет инициативу на форумах окружного масштаба, поддержка губернатором удваивается.
Андрей, в чем мотивация вас и ваших коллег быть членами Молодежного парламента?
Это колоссальный опыт и обретение новых личностных компетенций. Мы пробуем объединить молодежь для осуществления благих дел. Здесь каждый находит свое, каждый находит себя в разных видах работы. Это школа для активной молодежи.
Школа будущего политика?
Нет, от этого мы уходим. Молодежный парламент - школа будущего деятеля, общественника. Зачем много политиков? Нам нужны люди, которые могут реально менять мир вокруг себя. Работа здесь заставляет проявлять социальную ответственность. Конечно, кому-то больше нравится законотворчество. Юристы чувствуют себя в этом, как рыба в воде, они берутся за это направление и проявляют себя в нем. Главное, что мы постепенно уходим от насыщения парламента представителями политических партий, а стараемся привлекать руководителей и активистов общественных объединений. Члены Молодежного парламента делегируются депутатами Законодательного собрания, в том числе и по нашей рекомендации. Раньше это была более замкнутая структура - 36 человек и все. Сейчас мы открыты для всех желающих, у нас есть кадровый резерв, каждый может попробовать проявить себя в любом направлении и быть рекомендованным к представлению в члены молодежного парламента от имени депутата. Законодатель уже принимает решение, вносить кандидатуру или нет. Работа в молодежном парламенте дает и политическую перспективу - некоторые становятся помощниками депутатов.
Вы собираетесь заняться политикой в будущем?
Честно говоря, еще не определился. Я чувствую себя очень комфортно в педагогической сфере. У меня к преподаванию есть определенное призвание и интерес. В прошлом году я устроился на работу и нисколько не пожалел об этом.
На ваш взгляд, в последние годы молодежь стала более политизированной?
Я бы сказал, что она стала более общественно заинтересованной. По сравнению с 2012-м годом запрос изменился. Помню, как тогда одним из главных событий в молодежной жизни региона был фестиваль субкультур, сейчас люди больше настроены на изменение среды вокруг себя. Они видят несправедливость и пытаются что-то менять, в том числе с помощью проектов. Сегодня, если у тебя есть инициатива, она качественно запакована и одобрена, ее вполне могут поддержать - выделить грант, помочь в реализации.
Последний вопрос: по вашему мнению, молодежь в Пензенской области удовлетворена социально-экономической ситуацией в регионе?
Я считаю, что есть проблемные моменты — то же трудоустройство, отток в столицы и крупные города. Это факт. Но многие находят себя здесь, на пензенской земле. Я жил в трех разных субъектах федерации и могу сказать, что Пензенская область — это одна из территорий развития, которая славится своей устойчивостью, стабильностью и способностью к развитию.