28 марта 2024, ЧТ, 20:12
13 августа 2019 Интервью

Юрий Голодяев: «Решение что ремонтировать в школах принимается не по «хотелкам»

фото:Пенза-Взгляд

Начальник управления образования рассказал о том, как в Пензе решают проблему «второй смены», открывают ясельные группы и почему поборы с родителей должны стать историей.

- Юрий Александрович, до приемки школ к новому учебному году осталось совсем немного времени. Как идет этот процесс?

- Август для школ - «жаркое» время года, так как в этот период идет подготовка к новому учебному году. В июне во всех школах работали пришкольные лагеря, принимались ЕГЭ и ГИА, поэтому основные работы приходятся на два оставшихся летних месяца. В этом году из бюджетов всех уровней выделено более 200 миллионов рублей. На эти деньги в учебных учреждениях — детсадах и школах — организован самый широкий спектр ремонтных работ: укладка асфальтового покрытия, ремонт кровли, эвакуационных выходов, сетей тепло- и водоснабжения, актовых залов, пищеблоков и так далее.

Понятно, что потребности образовательных учреждений гораздо больше, однако мы принимаем решение о том, что нужно ремонтировать, исходя из рекомендаций надзорных органов — Роспотребнадзора, Росгвардии и МЧС, так как большое внимание уделяется антитеррористической защищенности и другим аспектам жизни школ.

Так вот, согласно предписаниям мы обязаны выполнить работы на общую сумму более 800 миллионов рублей, а, как я уже сказал, выделено чуть более 200 миллионов. Поэтому выполняются в первую очередь те работы, которые необходимы, чтобы подготовить учебное учреждение к новому учебному году.

- То есть ремонт идет там, где без него уже не обойтись?

- Нам бы очень хотелось, чтобы во всех школах были футбольные поля с искусственным покрытием, везде стояли пластиковые окна, но приходится исходить из реальных возможностей. Поэтому там, где согласно предписанию положена смена окон на пластиковые, мы это делаем. Если в школе ремонтируется пищеблок, значит именно этот объект указан в предписаниях надзорных органов.

- Вопросам безопасности детей уделяется внимание?

- В этом году из муниципального и регионального бюджетов впервые выделены большие деньги на антитеррористическую защищенность. Эта работа уже давно ведется, и на данный момент во всех школах есть тревожная кнопка, у каждого учебного учреждения имеются на входе видеокамеры.

В этом году мы сможем кардинально изменить ситуацию - на антитеррористическую безопасность выделено 60 миллионов рублей. Они пойдут на оборудование учебных учреждений серьезными профессиональными видеосистемами. Заказаны проекты компетентным специалистам. Предусмотрено наличие камер не только по периметру школы, но и в коридорах, актовых залах и пищеблоках. Учебные заведения будут оборудованы системным контролем управления доступом и воротами с фиксирующимися створками. Это чрезвычайно важно, так как в школах сейчас обучается большое количество учеников. В Пензе всего несколько школ в пригородах, где учится менее 500 человек.

- Демографическая ситуация сильно изменилась за последние годы?

Число учащихся в школах растет. Достаточно сказать, что в позапрошлом году у нас было 49 300 школьников, а в прошлом 50 800. То есть на полторы тысячи детей за год прибавилось. Причина в том, что выпускников мало. Это как раз та демографическая яма, которую мы пережили в 2008 году, когда в школах Пензы было всего 38500 школьников.

Учебные заведения наполнились детьми, чему мы, конечно, рады, но и ответственность возрастает. Во всех школах задействованы даже те классы, которые раньше пустовали и не использовались. Так мы стараемся уйти от второй смены, где это возможно.

- Сдача и строительство новых школ, которое сейчас ведется, могут решить проблему второй смены?

- Вспомните, несколько лет назад у нас была очень серьезная ситуация, и мы выходили чуть ли не на третью смену в Терновке, пока в микрорайоне Спутник не была построена школа на 1100 мест. Ситуация стабилизировалась, но тем не менее район активно развивается, и до конца уйти от второй смены там получится только после строительства еще одной школы в Спутнике.

В прошлом году было сдано две школы — третий корпус лицея №2 и школа №66 в микрорайоне Шуист, завершается строительство школы в районе улицы 65-летия Победы, где тоже сложная ситуация, так как микрорайон стремительно расширяется. Школа на 800 мест начнет работать здесь с сентября следующего года.

В этом году начнем строительство школы на 1100 мест в экоквартале Запрудный. Есть большая потребность в строительстве школы на ГПЗ-24, но там есть небольшой резерв, так как нам передан корпус бывшего ПТУ-70, и мы ведем крупномасштабный ремонт. Там большие мастерские, которые будут переделаны в 18 кабинетов, и мы надеемся, это поможет как-то ситуацию решить, пока не будет построена новая школа.

Помимо района ГПЗ-24 необходимость есть в школе в микрорайоне Заря. В следующем году начнется проектирование обоих учебных заведений.

- Какова ситуация с детсадами? Задачи, поставленные Президентом по обеспечению детей местами в ясельных группах, решить получится?

В этом году мы открываем корпус детского сада на 175 мест на улице Макаренко. Кроме того, до конца года должно быть построено четыре пристроя к детским садам на 40 мест каждый для размещения ясельных групп. Перед нами стоит задача до 2021 года обеспечить местами в детских садах всех детей в возрасте до 3 лет.

- Теперь о другом, но не менее важном вопросе. Губернатор неоднократно ставил вопрос о пресечении поборов с родителей в учебных заведениях Пензы. Что делается в этом направлении?

Поборы в школах и детсадах — проблема общероссийская и, можно сказать, касается всех бывших республик СССР. Возникла она в 90-е годы, когда учителя были вынуждены обращаться к родителям, так как без их помощи, за что им огромная благодарность, учебные заведения просто не выжили бы.

Тогда в системе образования на 6 месяцев задерживали заработную плату и о содержании школ речи вообще не шло. Дай бог, чтоб учителя не разбежались...

Тогда мы могли сколько угодно говорить, что запрещаем сбор денег, но никаких результатов это бы не приносило. Надзорные органы требовали выполнения их указаний, в бюджете денег не было и школам приходилось просить о помощи родителей.

- Но теперь ситуация изменилась, а о поборах в школах все равно говорят...

Сейчас проблемы такой нет. В прошлом году муниципалитет принял решение снять этот вопрос окончательно и выделил средства на содержание ребенка в школе из расчета 500 рублей на ребенка. Это минимальная сумма, так как по нашим подсчетам необходимо 1300 рублей, но раньше и этого не было.

Опять же будем исходить из реалий. Сумма в 25 миллионов рублей достаточно большая для муниципалитета. С другой стороны, это по 350 тысяч рублей в среднем на школу в год, а это достаточная сумма для закупки хозяйственного инвентаря, спецодежды для техперсонала, прочие нужды и вполне позволяет школам уйти от обращения за помощью к родителям. На обеспечение учебного процесса выделяются деньги из регионального бюджета — на каждого ученика в год 534 рубля — это мебель, учебные наглядные пособия. Из бюджета региона каждой школе выделяются деньги на приобретение учебников — это еще почти 54 миллиона рублей.

Кроме того, в детских садах выделяется 180 рублей в год на содержание ребенка и 318 рублей на игрушки и пособия для одного ребенка.

- Какие-то конкретные результаты этой политики есть?

Сейчас обращений стало меньше в разы. Если раньше в неделю мы получали десятки жалоб, особенно перед 1 сентября, то сейчас можем говорить о единичных случаях. Тем не менее они есть. Каждая жалоба проверяется и зачастую выясняется, что это обиженные сотрудники так борются с администрацией.

Есть жалобы, которые имеют под собой основание. Чаще всего это самодеятельность самих родителей, которые даже не ставили в известность учителей и воспитателей в детском саду. Причем намеренно не ставят. Так как понимают, что если скажут педагогу - запретят! Мы их останавливаем.

Никто не запрещает помогать школе. Но это должна быть помощь добровольная и открытая. Так, чтобы «по сто рублей завтра с каждого», быть не должно.

Был случай — в классе из 20 человек с инициативой по сбору денег на помощь школе выступили шестеро. И суммы, которые пожертвовали родители, были в диапазоне от 100 рублей до 30 тысяч, которые внес папа-предприниматель. Все деньги перевели на расчетный счет. То есть все было сделано по возможностям каждого, без принудиловки и совершенно открыто.