Никита Романов: «Художник должен говорить через работы»
Пензенский художник о символах в картинах, челлендже «10 лет спустя» и том, почему рисовать нужно осторожнее.
- На выставке, открывшейся в стенах ГТРК «Пенза», представлены твои работы за последние годы. Какая из них наиболее точно отражает твою жизненную философию?
- Каждая работа отражает ту или иную часть меня. «Генератор идей» - это история о том, что я изучаю такие вещи, которые позволяют генерировать идеи. Для большинства людей то, откуда они приходят, - это загадка.
«Тайный советник» - тоже про идеи. Их иногда будто кто-то нашептывает, какой-то тайный советник.
«Ревность» - у меня есть несколько работ с таким названием. Время от времени это чувство появляется.
«Дорога в солнце» - рисунок про знания. Чем больше ты набираешься знания, тем ближе ты к солнцу, к просветлению - здесь идея передается метафорами.
«Торговец лицами» - персонаж этой картины предлагает человеку без лица носы, но они на крючках, что символизирует собой соблазн. Человек, взяв что-то у «торговца лицами», рискует угодить в ловушку.
- У тебя есть еще одна картина «про лицо» - «Непоколебимый». Там персонаж скрывается за каменной маской?
- Да, человек надевает каменную маску и становится пуленепробиваемым. Вообще маска – это символ, как и ключи, замки, короны, крылья. Эти образы несут философское значение, частенько их использую.
- Что они значат?
- В разных ситуациях по-разному. У меня есть работа, которая называется «Быть собой» - это про то, что не нужно примерять маски, которые созданы не для тебя. На картине девушка пытается надеть на себя маленькие маски, но они ей не подходят. Она пытается вживаться в чью-то роль, но у нее не получается, потому что на самом деле она совсем другая.
- В твоих работах стали появляться скульптурные элементы. Профиль не собираешься поменять?
- Сложно сказать, поменяю ли я профиль, в каком направлении буду идти. Сейчас у меня четыре основных направления – это карандашная графика, то, что я рисую на улице на стенах, инсталляция и видеоработы, видеоарт. Вероятно, в моем творчестве появится что-то новое – например, русский народный танец (смеется), сложно загадывать. Когда планируешь, это уже не творчество получается.
- Какая работа больше других «по сердцу»?
- Самая последняя – «Хранитель удачи». Началось все так: в «ВК» незнакомый парень из Питера написал, что ему нравятся мои работы, и предложил выслать мне четырехлистники. Я сначала подумал: «Зачем они мне?». Но потом написал: «Пришли». По древнему поверью четырехлистники несут удачу. Я решил, что можно как-то задействовать их. Так появился абстрактный герой «хранитель удачи».
- Каждая работа несет какой-то посыл?
- Последние несколько лет стараюсь вложить какой-то посыл в каждую картину, художник должен говорить через работы. Начал понимать, что к рисунку нужно относиться поосторожнее, потому что наши мыслям имеют свойства материализоваться, а рисунки – тоже своего рода мысли. Если ты рисуешь что-то негативное, то это будет частично отражаться на твоей жизни. Это касается не только рисования, вообще образа мышления.
- Сейчас продолжается челлендж «10 лет спустя». Что в твоей жизни изменилось за этот период?
- Я поучаствовал в этом челлендже, но по-своему: выложил в соцсети фотографию 1991 года, когда мне был год, 1997, 2006, 2011 и 2019 – на всех я рисую. По сути, ничего не изменилось.
- Над чем сейчас работаешь?
- Сейчас рисую «Сон спящей красавицы». Там изображена девушка с закрытыми глазами, с косичками, которые переплетаются, превращаются в змею и съедают парня с разбитым сердцем. Это то, что ей снится. Есть задумка сделать галерею портретов известных личностей. Там точно будет Никола Тесла, Наполеон, вероятно, кто-то из царей Российской империи. Но пока это планы.