24 апреля 2024, СР, 21:57
31 января 2019 Интервью

Пейзажист Дмитрий Сысоев: «Важно уловить эти «Ух ты!» и «Вау!»

фото:Пенза-Взгляд

Пензенский живописец Дмитрий Сысоев о пейзажной живописи, энергетике мест, где побывал, и о том, почему очень сложно совмещать преподавание и творчество.

- Дмитрий, среди Ваших работ, которые мне удалось найти в Интернете, только пейзажи. Не тесно Вам в рамках жанра?

- Как-то давно слышал высказывание Сальвадора Дали о том, что нужно выбрать одно направление и в нем работать, чтобы чего-то добиться в живописи. Я достаточно давно избрал для себя пейзаж и с тех пор не изменял выбранному курсу. Постепенно другие жанры ушли из творчества. Дело в том, что тут, как спортсмену, чтобы поддерживать форму, нужны тренировки, а если говорить о портрете, это означает нанимать модели, работать с ними в студии. У меня работа чаще всего происходит на пленэре. Если говорить о художественных течениях, то меня вдохновляют работы живописцев абсолютно всех стилей, за исключением, пожалуй, беспредметного и абстрактного искусства.  

- Вы долгое время преподавали в Пензенском художественном училище. Почему оставили эту деятельность?

- В 1997 году, когда я закончил училище с красным дипломом, времена были весьма тяжелые. Мне предложили стать преподавателем училища, и я остался. Но всегда было желание сосредоточиться на творчестве. Изначально, когда я поступал в училище, ставил перед собой задачу стать художником, а не преподавателем живописи. Это не одно и то же. Однако по специальности я художник-педагог, вот и решил немного поработать по профилю, но затянуло на 10 лет.

Через некоторое время понял, что за двумя зайцами не угнаться. Очень трудно одновременно писать и преподавать. Ученики тебя выжимают, как мочалку. Думаешь, сейчас полдня попреподаю, а потом уйду в творчество, но так не получается. Нужно готовиться к урокам, думаешь, что рассказать, ищешь материалы. Однажды сказал себе, что на этом все, и оставил педагогическую деятельность, сосредоточился на художественной составляющей своей профессии.

- Когда идет работа над полотном, что стараетесь донести до зрителя? О чем может рассказать пейзаж?

- Важен этот самый момент, когда приезжает, к примеру, на природу городской житель и про себя говорит: «Ух ты, хорошо-то как!»  или человек из деревни в столицу впервые попадает: «Вау! Москва!». Вот эти «Ух ты!» и «Вау!» важно уловить, если это получилось, то картина состоялась. Тогда зритель в галерее у картины остановится, она его зацепит.

Для меня важно, чтобы впечатления «отлежались», чтобы с натурных этюдов до работы в мастерской прошло какое-то время, месяц, полгода, тогда первые зрительные впечатления сгладятся, и останется образ. Одно и то же место можно написать с разным настроением. Через год можешь вернуться на точку и увидеть ее совершенно другой. Тем более у нас в средней полосе, где четыре совершенно разных времени года.

- Есть места, куда постоянно возвращаетесь?

Конечно есть, но мне, как пейзажисту, важны впечатления, новые места, важно именно физическое присутствие. Это как портретисту - можно, конечно, менять прическу модели, интерьер, но суть остается та же. Так и тут. Я не понимаю, как Клод Моне писал много раз один и тот же пейзаж. Я побывал однажды где-нибудь, забрал энергетику места, пропустил через себя и выплеснул на холст. Я это место исчерпал. Хочется увидеть что-то новое.

- Где удалось побывать?

- Был в Китае, в Черногории в Чехии, везде работается по-разному. К примеру, в Китае столкнулся с тем, что жителей, действительно, очень много. Пекин, лето, туристы. Как только ты раскладываешь этюдник, возле тебя сразу появляется человек двадцать наблюдателей. Ты будто спиной к зрительному залу стоишь. Очень сложно сосредоточиться. Новая архитектура, которую нужно понять, как компоновать, как передать.

В Гурзуфе – узенькие улочки, другая композиция, нежели в Жигулях на Волге. Работа совершенно другого подхода требует.

- Энергетика, полученная в поездках, исчерпывается быстро?

- Всегда все по-разному. Это зависит от места. Приведу другой пример: в один год удалось побывать в Пермском крае, куда давно мечтал съездить ели пописать. Здесь у нас в основном сосны, а там ельники. И в тот же год, пару месяцев спустя, побывал в Мордовии, там тоже ельники. Но они совершенно разные! По духу, по энергетике, по впечатлениям.

Очень сильные эмоции остались, до сих пор не все в картинах отразились.

- Уже запланировали новые поездки?

- Сейчас большое желание съездить на русский север, пописать нетронутую старину. Везде выкладываешься на сто процентов, но времени всегда не хватает. Хочется запечатлеть новые мотивы, новые сюжеты.