12 декабря 2024, ЧТ, 19:36
14 января 2019 Интервью

Художник Сергей Чередов: «В каком-то смысле я пишу портреты машин»

фото:Пенза-Взгляд

Пензенский художник и преподаватель живописи Пензенского художественного училища много лет пишет портреты пожарных и спецтехники. Корреспондент портала актуальных новостей «Пенза-Взгляд» решил узнать, откуда появилась в его творчестве столь необычная тема.

- Сергей, в ваших работах, посвященных пожарной тематике, ощущается глубокое знание темы и любовь к этому роду человеческой деятельности. Вы точно не ошиблись профессией?

- Если кратко, то мой отец тоже был художником, так что в каком-то смысле у нас трудовая династия. В 1999 году я поступил в Пензенское художественное училище, затем закончил  Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, работал в других городах, но все-таки вернулся в родное училище, где в настоящее время преподаю живопись, рисунок и пластическую анатомию.

Уже в училище меня начала интересовать тема пожарных, мой дипломный проект был связан с ней, кроме того в Глазуновке я разрабатывал проект музея пожарного дела в Москве. Так что эта тема проходит неким стержнем через все обучение.

Это пошло от автомобилей, от пожарной техники. В детские годы занимался коллекционированием моделей автомобилей, затем их макетированием, с детского сада любил рисовать разнообразную спецтехнику. Строительная и пожарная были главным предпочтением. Моя коллекция в масштабе 1: 43 и многих автомобилей в таких масштабах не производилось. Я делал их сам, по доступным фотографиям, по описаниям, с натуры.

- Я заметил, что на ваших картинах спецтехника - это не груда железа, у каждой свой характер, своя история… Они живые.

- Я вообще люблю писать портреты. Это мое. Это так же еще в училище сложилось. Но портреты один из самых сложных жанров, и когда мастерства было меньше, писал и натюрморты, и пейзажи, и технику, и уже потом стал делать портреты людей. Но технику я все же лучше чувствую, я ее, если хотите, лучше понимаю. Я делаю модели, изучаю, поэтому машины знаю практически до винтика. Не раз бывал на пожарах, наблюдал в действии и не понаслышке знаю, с чем  приходится им сталкиваться. Это же не фотография, это художественный образ, и наверное, в каком-то смысле, я пишу портреты машин.

Кстати, я заметил, когда писал портреты водителей пожарной техники, что образ машин и их внутренний характер совпадает с характером тех, кто этой техникой управляет. И если присмотреться к картинам, на которых они рядом с техникой, то даже некоторые черты у них сходятся.

- Есть среди работ любимая?

 - Если говорить о самой любимой картине, то, пожалуй, это КРАЗ, я с ним познакомился еще в 2005 году, и он как-то сразу запал мне в душу. Он впечатлил своими размерами, мощью. Я не очень высокого роста, и для меня это особенно заметно, в моем фотоальбоме есть фотография на фоне этой машины, и я там меньше ее колеса. Это легендарная модель, я слышал про нее рассказы от разных людей, и для каждого она была по своему ценна. Получился собирательный образ, над которым я достаточно долго работал. Человек, который на ней работал в пожарной части № 3, поведал, что они ее называют дедушкой. Мне в душу запал этот образ, и я постарался его передать, подчеркнуть через сосульки, через наледь.

- От техники к тем, кто ей управляет. Есть ли что-то общее у людей, которые избрали профессией борьбу с огнем и постоянный риск?  

- Портреты пожарных делать непросто, так как они постоянно в работе, постоянно заняты. Приходится выкраивать небольшие временные промежутки по 10-15 минут, чтобы пообщаться, почувствовать характер, сделать эскизы. Люди этой профессии особенные, конечно, у каждого свой характер, своя индивидуальность, но есть и общие черты - сплочение, взаимовыручка, чувство локтя, надежность. Я общался с представителями разных профессий и не хочу сказать о них ничего плохого, однако именно вот этой коллективной надежности больше нигде не встречал. Здесь взаимовыручка доведена до максимума - как на службе, так и в жизни.

- Есть в Ваших картинах какой-то немодный сейчас дух советского прошлого, то, что было принято называть соцреализмом в исскустве.

- Я рад, что Вы это заметили. В жизни нашей страны пятидесятые годы,  когда в минимальные сроки удалось восстановить страну, мой самый любимый период. Я восхищаюсь этой эпохой. И лучшие картины этого времени замечательны, они пронизаны оптимизмом и тем, что принято называть трудовым подвигом. Я тоже стремлюсь эти аспекты передать в своем творчестве.