- Александр Анатольевич, защита прав предпринимателей — одна из важнейших задач вашего ведомства. Расскажите, как в этом направлении работает региональная прокуратура?

- Сложившаяся социально-экономическая ситуация ставит предпринимателями задачу минимизировать финансовые и временные издержки. В результате, административное давление и барьеры, каких бы сфер они не касались, могут поставить под угрозу существование бизнеса, в особенности малого. Поэтому наша деятельность охватывает множество направлений, в которых предприниматели сталкиваются с органами власти. Это проведение проверок, оказание услуг, предоставление поддержки, осуществление закупок и многое другое. Выстроенная система надзора позволяет не только эффективно пресекать нарушения, но и упреждать их.

- Многие бизнесмены жалуются, что проверок со стороны разных инстанций очень много. Что делает прокуратура, чтобы снизить административное давление?

- В настоящее время проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Одним из основных изменений является переход к риск-ориентированному подходу. Он предполагает разную периодичность проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов, которая зависит от уровня потенциальной опасности их деятельности.

Соблюдение данных требований проверяется нами при формировании регионального сегмента сводного плана проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей в первоочередном порядке. Всего, прокуратурой изучено 3 485 предложений контролирующих органов о проведении плановых проверок на 2019 год. Каждое третье из них было отклонено. Большинство – как раз по причине неиспользования риск-ориентированного подхода.

Мы также стараемся снизить административное давление на бизнес с помощью механизма согласования внеплановых проверок. За 2018 год рассмотрено более 600 подобных заявлений от органов контроля и надзора. В каждом втором случае принято решение об отказе.

- Ваше ведомство активно работает в сфере публичных услуг, а также разрешительных и согласительных процедур. Расскажите, что кроется за этим направлением работы и каких результатов в нем удалось добиться?

- Как показывает практика, получая услуги, прежде всего в земельной и градостроительных сферах, предприниматели нередко сталкиваются с несоблюдением сроков рассмотрения заявлений или принятием незаконных решений по ним. На все подобные факты прокуроры обязаны реагировать.

К примеру, в Кузнецке орган местного самоуправления затягивал сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на строительство, согласовывая представленные документы с муниципальным учреждением. По представлению прокурора, эта незаконная практика была скорректирована.

Прокурор Пензенского района принял меры в связи с ненадлежащей подготовкой районной администрацией разрешения на строительство, так как первичный результат оказания услуги не позволял застройщику совершить необходимые регистрационные действия.

Только по настоянию прокуратуры все того же Пензенского района администрация разъяснила заявителю, почему приняла решение об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

В результате вмешательства прокурора Ленинского района города Пензы двум застройщикам выдали разрешения на строительство, в предоставлении которых ранее городская администрация отказывала по незаконным основаниям.

Всего благодаря работе прокуроров приведены в соответствие с законом более чем 250 административных регламентов, ранее заставлявших предоставлять излишние документы и устанавливавших более длительные сроки оказания услуг.

- В условиях трудной экономической обстановки бизнес еще больше нуждается в поддержке, в том числе со стороны государства. На ваш взгляд, обеспечена ли в регионе ее доступность?

- Действительно, одним из условий для благоприятного ведения бизнеса является наличие развитой инфраструктуры поддержки. В Пензенской области есть центры регионального развития, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, ведут работу специализированные организации, созданы две территории опережающего социально-экономического развития в Сердобске и Заречном.

Вместе с тем прокуроры продолжают выявлять нарушения. Например, немалое число центров регионального развития не имеют резидентов, пустуют оснащенные офисные помещения в бизнес-инкубаторах. Кроме того, деятельность агентств и центров по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства часто связана с требованием излишних документов, ненадлежащим предоставлением платных услуг, неэффективным использованием имущества, которое предназначено для предпринимателей.

Муниципальные программы поддержки, бывает, носят формальный характер. На официальных сайтах уполномоченных органов размещается неполная и неактуальная информация. Встречаются также случаи несоблюдения порядка представления субсидий хозяйствующим субъектам.

Прокуратура, конечно, вмешивается, когда такие вещи становятся известны, и принуждает к устранению нарушений, привлекает виновных к дисциплинарной и административной ответственности.

- Предприниматели активно участвуют в процедуре государственных и  муниципальных закупок. Исходя из вашей практики, с какими проблемами они чаще всего при этом сталкиваются?

- Нарушения прав предпринимателей в сфере закупок распространены. С одной стороны, бывает, что не соблюдается порядок проведения закупочных процедур и законодательство о защите конкуренции. Чтобы пресекать и предупреждать подобные факты, мы тесно сотрудничаем с Пензенским УФАС России - принимаем меры по противодействию незаконным действиям заказчиков, картельным сговорам. Только в текущем году по материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела по статье 178 УК РФ, еще по одному факту проводится процессуальная проверка.

С другой стороны, как показывает практика, даже получив право на выполнение государственного и муниципального контракта, предприниматель может столкнуться с его несвоевременной оплатой.

Чтобы не допускать такие нарушения, прокуроры ведут реестр контрактов. С его помощью можно постоянно контролировать их еще до окончания сроков исполнения, а если есть основания, объявлять предостережения заказчикам.

Если не соблюдаются сроки и порядок оплаты, виновные лица привлекаются к административной ответственности. Ответственность должностных лиц повышает и практика предъявления к ним регрессных исков о возмещении расходов, понесенных бюджетом после оплаты возникших у предпринимателей издержек.

Мерами прокурорского реагирования за истекший период 2018 года удалось добиться погашения долгов на сумму более 550 млн. руб.

- Как, на ваш взгляд, можно повысить уровень законности в сфере защиты прав предпринимателей?

- Благоприятные условия для бизнеса, во многом, зависят от полноты и законности нормативно-правового регулирования. Поэтому во взаимодействии с Правительством области мы обеспечиваем формирование региональной нормативной базы в сфере инвестиционной, контрольно-надзорной деятельности, предоставления публичных услуг и оказания поддержки. Аналогичная работа ведется на муниципальном уровне. Но несмотря на превентивную работу по принятию незаконных нормативных актов путем оценки проектов и помощи в их разработке, прокурорами за неполных два года вынесено более 800 протестов. Это свидетельствует о том, что надо вносить коррективы в правотворческую деятельность.

Достижение максимального результата могут обеспечить лишь общие усилия органов власти и местного самоуправления, прокуратуры, организаций инфраструктуры поддержки предпринимателей. Только комплексный подход по обеспечению прав хозяйствующих субъектов позволит в полной мере раскрыть экономический потенциал области.