28 января 2025, ВТ, 05:42
30 августа 2018 Интервью

Айнура Кыпчакбаева: «Зарплата в «конвертах» для «Азия Цемент» — неприемлемый путь»

Автор:Уйменов Алексей
фото:Пенза-Взгляд

Интервью с генеральным директором предприятия.

Официальное открытие цементного завода «Азия Цемент» в Никольском районе состоялось в 2014 году, а уже через четыре года предприятие строит планы по увеличению своей доли на рынке в Пензенской области до 70%. О том, за счет чего можно достичь таких показателей, особенной для региона корпоративной культуре и социальных программах предприятия «Пенза-Взгляд» поговорил с генеральным директором компании Айнурой Кыпчакбаевой.

«В Пензе нам не мешали»

Айнура Алымбековна, первый вопрос — как вы попали в цементный бизнес?

Сюда я приехала из Москвы по приглашению собственника, у которого появилась идея построить цементный завод. Он знал, чем и как я могу заниматься, как умею работать. Процесс начался в 2006 году, когда в России был большой дефицит цемента. Многие инвесторы тогда начинали строить в стране цементные заводы. Моей первой задачей было создать компанию и начать поиск места для строительства предприятия. Мы рассматривали несколько регионов с точки зрения местоположения сырья для производства цемента — мела, извести. Данные об этом остались еще со времен советских геологоразведок. Мы поняли, что есть несколько областей, где можно было попытаться получить права на добычу сырья, построить рядом цементный завод и начать работу. Пензенская область и лично Василий Кузьмич Бочкарев активно поддержал эту идею. Губернатор пообещал максимальную поддержку со стороны всех государственных органов.

Сколько человек из Пензенской области работает на заводе?

Когда мы в чистом поле строили завод, боялись, что вокруг не окажется людей, которые придут к нам и будут работать. Нужно было набрать около 500 человек, требовалось много рядовых работников, в том числе водителей. Было очевидно, что трудоспособного населения практически не осталось, все уехали куда-то на заработки. Поэтому были построены три многоквартирных дома для специалистов, которые приезжают работать на завод из других регионов.

Однако, когда мы завершали строительство завода и начали давать объявления о массовом наборе специалистов, оказалось многие следили за этим и вернулись в родные края с заработков. В итоге мы трудоустроили на завод всего 36 человек из других регионов. Это специалисты-цементники, все остальные — из Пензенской области. Но и рядовые сотрудники у нас растут. Многие из тех, кто пришел на простую специальность и цемент кроме как в магазине никогда не видел, выросли до мастера цеха, заместителя главного механика.

Сурский регион удобен для вас с логистической точки зрения?

Не очень. Пензенская область находится в Приволжском федеральном округе, который славится избытком цементных заводов. Здесь вечный профицит. Такая сложилась геологическая карта, что именно здесь, на дне доисторического океана есть такое сырье. В Мордовии есть большой завод, в Ульяновске, в Саратове - два.

Я так понимаю, что вы обеспечиваете продукцией не только Пензенскую область?

Пензенская область потребляет всего 350 тысяч тонн цемента в год. Наш завод производит 1 миллион 800 тысяч тонн. Все, что сверху этих 350 тысяч, мы должны куда-то увезти и продать. Например, мы поставляем продукцию в республики Мордовия, Татарстан, Нижегородскую и Тамбовскую области, а также в другие субъекты России.

Планируется ли расширение производства на территории пензенского региона?

Когда мы начинали строить предприятие, проектировали его с возможностью сделать сразу две производственные линии. Сейчас у нас работает одна печь по обжигу полуфабриката – клинкера, из которого затем производится цемент. Мы планировали поставить рядом точно такую же линию и производить в год не 1 миллион 800 тысяч тонн цемента, а больше трех с половиной миллиона тонн. Но случился кризис, потом он повторился, курс валюты улетел в космос и приобретать оборудование для строительства линий стало очень дорого, а купить его можно только за рубежом. В России нет заводов, которые делают оборудование для цементных заводов. Так что наши планы по расширению пришлось скорректировать, но есть другие способы увеличить производственную мощность, и мы над ними работаем.

За счет увеличения интенсивности труда?

В том числе, но не только. За счет дополнительных объектов, оптимизации и модернизации оборудования.

Как вам удается удерживать клиентов?

Две составляющие — качество и уровень сервиса. При прочих равных — одинаковой цене и одинаковым условиям по платежам, потребители купят у нас, потому что мы обеспечиваем стабильное качество. Наша стабильность превышает среднероссийские показатели.

Как в «Макдональдсе» — ты всегда знаешь, что получишь.

Кроме этого, важна скорость принятия решений и уровень сервиса. Если мы договариваемся с клиентом, то всегда берем на себя высокие обязательства по обеспечению его цементом в срок — куда надо, сколько надо и когда надо. Люди ходят по разным заводам и отношение к себе они тоже оценивают. Если им приятно с нами работать, они будут это делать, даже если наш цемент будет на 50 рублей дороже.

«Я всегда могу доказать, что мы белые и пушистые»

Ваша компания заявляет о принятой в ней современной корпоративной культуре. Приведите яркий пример ее функционирования.

Я приверженец той мысли, что дело будет двигаться только когда каждый сотрудник ощущает себя частью команды. Не противостоит ей, не пытается конфликтовать, а максимально пытается помочь. Если у вас с коллегой что-то получается хорошо вдвоем, вы оба молодцы. Мы считаем, что любой сотрудник, который работает в компании, может принести ей огромную пользу. Поэтому с самого начала у нас действует положение о рационализаторских предложениях. Любой человек, который видит, что на своем рабочем месте он может что-то исправить и сделать более эффективным, может заполнить заявление на рационализаторское предложение. Мы его рассмотрим и, если оно действительно помогает предприятию сэкономить и сделать работу более эффективной, для такого работника предусмотрена денежная премия. Ее размер - 10% от экономического эффекта, доказанного после первого года применения рационализаторского предложения. В «Азия Цемент» есть люди, эффект от предложения которых превысил 20 миллионов рублей, и они получили соответствующую сумму. Есть целые группы, которые эти предложения прорабатывают. В этом случае сумма выплачивается на всех. В 2016 и 2017 году таких предложений у нас было очень много, сейчас с этим сложнее, потому что все, что лежит на поверхности, уже применено. Надо вглубь копать и я всем руководителям подразделений напоминаю, что они должны тормошить своих сотрудников. Работники должны искать возможности, а не просто отрабатывать смену.

Используя подобную методику стимулирования, вы не сталкивались с проявлениями зависти?

Мы не поощряем конфликты, поэтому если ко мне приходят жаловаться: «Вот это неправильно, это на самом деле не так, должно было быть по-другому», я всегда спрашиваю - если ты знал, как правильно, почему не пришел и не сказал? Возможно, зависть проявляется на бытовом уровне, но на рабочем месте у нас нет возможности вставлять друг другу палки в колеса.

Вы запрещаете сотрудникам обсуждать зарплаты в коллективе?

Такого запрета нет, они вполне могут поговорить об этом при желании. Бывает, что приходят и жалуются на низкую зарплату, но мы прекрасно знаем уровень зарплат в Никольском районе. Если, условно говоря, пойти работать секретарем в администрацию на «6 тысяч» рублей, будет ли казаться сотруднику зарплата в 20 тысяч после этого низкой?

«Азия Цемент» заявляет, что выплачивает сотрудникам только «белую» зарплату. Это редкость для Пензенской области. Как вам удается позволить себе это?

Я считаю, что мы обязаны это делать. Для нас платить в «конвертах» - неприемлемый путь. Это наша установка с самого первого дня работы — делать все, чего требует российское законодательство. Надо выплачивать зарплату два раза в месяц - мы будем это делать. У нас открыт зарплатный проект в Сбербанке и любому сотруднику, который к нам приходит, сразу выдается банковская карта, он получает зарплату плюс премиальные, если заслужил. Да, мы делаем большие отчисления, платим большие взносы, но это того стоит. У меня люди свободно и радостно уходят в декрет, отпуска и так далее.

Говорят, что при нынешнем уровне налоговой нагрузки невозможно работать в плюс.

Да, тяжело. Но лучше мы заплатим и не заработаем лишних десять рублей, зато обеспечим безопасность. Как может быть - вроде ты всех обхитрил, разработал «хорошие схемы», но пройдет время и все это аукнется. Ты будешь платить проверяющим, нести другие затраты. Зато, когда инспекторы приходят сейчас ко мне, я всегда могу отстоять свою позицию и доказать, что мы белые и пушистые.

Какие корпоративные программы вы предлагаете работникам вашего предприятия?

Могу сказать, что добровольного медицинского страхования у нас нет. Пока мы не достигли такого уровня прибыльности, чтобы позволить себе ДМС. Зато «Азия Цемент» страхует всех сотрудников от несчастных случаев 24 часа в сутки, а не только во время работы. Эта страховка покрывает все территории, кроме зон военных конфликтов. К большому сожалению, у нас были и смертельные случаи - ехал человек по дороге и разбился. Родственникам погибшего выплатили страховую сумму.

Внутри компании есть выплаты по случаю бракосочетаний, юбилеев, рождению детей, материальная помощь пострадавшим от несчастных случаев и помощь в случае смерти родственников. Как правило, они колеблются в диапазоне от 3 до 5 МРОТ. Также работникам частично компенсируются затраты на санитарно-курортное лечение и процент по ипотеке.

«Деньги в благотворительный фонд должны перечисляться от души»

Перейдем к вашим благотворительным проектам. Сотрудниками «Азия Цемент» основан фонд «Золотая капля». В него могут делать взносы только сотрудники вашего предприятия?

Любой может в него вступить и делать отчисления. В этом году «Азия Цемент» отчисляет в фонд средства от продажи продукции, и эта сумма больше, чем та, что сотрудники собирают самостоятельно. Теперь нам нужны обращения, чтобы мы могли эти деньги потратить. Однако, чем больше людей к нам придет, тем больше будет потребность в денежных средствах. Поэтому мы открыты к тому, чтобы взносы в «Золотую каплю» делали другие люди и предприятия. Пожертвование может быть, как одноразовым, так и постоянным.

Вы не оказываете давления на работников, чтобы они в обязательном порядке делали взносы в фонд со своей зарплаты?

Мое убеждение состоит в том, что деньги, которые попадают в «Золотую каплю», должны перечисляться туда от души. Некоторые сотрудники предлагали средства, которые за разные нарушения в виде штрафов выплачивают на заводе наши подрядчики, направить в благотворительный фонд. Но я считаю, что это неправильно. Человек должен сам сказать — я хочу отдать свои деньги на благотворительность.

Помогаете детям?

Да, уставная деятельность нашего фонда — это помощь детям и детским учреждениям. Помогаем деньгами на операции, покупаем дорогостоящее оборудование, чтобы облегчить жизнь болеющего ребенка — это коляски, специальные кровати. Мы ведем наших детей, то есть это не разовая помощь - дали и до свидания, а пока ребенку это нужно. Обратившиеся к нам за помощью родители прекрасно понимают, что, если что-то будет нужно, они всегда могут прийти и получить необходимое. Я считаю, что это правильно, когда у папы и мамы нет постоянной паники — что делать и куда идти, если в очередной раз надо лекарства купить или на лечение отвезти. Этим людям и так все тяжело дается, поэтому мы рады облегчить для них хотя бы эту сторону жизни.

Предприятие занимается еще и спонсорством. В частности, вы сотрудничаете с женским мини-футбольным клубом «Лагуна-УОР» из Пензы.

Да, у нас заключен с ними договор, и вот уже второй год мы частично финансируем их деятельность. Денег из бюджета не всегда хватает, поэтому мы помогаем клубу.

Это была просьба сверху?

Руководство Минспорта Пензенской области обратилось к нам, поскольку «Азия Цемент» - одно из крупных предприятий Пензенской области. Спортивных команд тут много, все они нуждаются в поддержке и нам на выбор предложили несколько клубов и направлений, которые мы могли бы поддержать. Тут у нас случился гендерный перекос, и вот мы поддерживаем женскую футбольную команду (улыбается). Надо сказать, что мы не просто даем им деньги, но также ходим на их матчи, активно болеем. Хотим привезти девочек к нам на завод, чтобы они сыграли с командой предприятия товарищеский матч. Пусть девчонки покажут нашим мальчикам, как надо в футбол играть.

Объективно говоря, спонсорство спортивных команд в России экономически нецелесообразно. Оно не дает ни денег, ни узнаваемости бренду.

Кроме денег в жизни есть еще что-то. Наша любовь к спорту не заканчивается на спонсировании «Лагуны». Каждый год в сентябре мы проводим забег на Олимпийской аллее «Строители — за здоровый образ жизни». Приглашаем туда все строительные компании, а в этом году позовем еще и промышленные предприятия. Забег проходит очень весело, в прошлом году в нем участвовали ребята из «Дома Вероники», были аниматоры, музыка. Также участвуем в забегах для детей с синдромом Дауна, которые ежегодно проводятся в Пензе, и второй год побеждаем там в эстафете.

Какими вы видите перспективы развития предприятия в Пензенской области?

Мы поставили перед собой цель увеличить объем производства собственной электроэнергии. Сейчас мы вырабатываем для себя 50% с помощью собственных газопоршневых установок, что дает очень хорошую экономию в расходах. Проведем небольшие модернизации, которые позволят увеличить мощность завода. Намерены увеличить свое присутствие в Пензенской области. В прошлом году у нас покупали 37% от всего потребляемого цемента в Пензенской области. Мы хотим довести этот показатель до 70%.