Открыть весь список Покупка Продажа
24 сентября 2018, ПН, 17:00
Новости smi2.ru
7 марта 2018ИнтервьюПросмотров: 2258

Уполномоченный по правам человека в Пензенской области Елена Рогова: «Не отправляем людям отписки, а стараемся оказать правовую помощь»

За прошлый год жители Пензенской области подали более тысячи обращений к Уполномоченному по правам человека в Пензенской области. Портал «Пенза-Взгляд» встретился с вот уже пятый год занимающей эту должность Еленой Николаевной Роговой.

Автор:Уйменов Алексей

Елена Николаевна, расскажите, за что отвечает Уполномоченный по правам человека в регионе?

Мои полномочия установлены федеральным и региональным законом и касаются рассмотрения жалоб граждан на действия или бездействие органов местного самоуправления, органов государственной власти- регионального министерства здравоохранения, образования и других . Не так давно полномочия омбудсмена дополнены полномочиями по рассмотрению жалоб на территориальные органы федеральных органов, подчиненных правительству России — Регистрационную палату, Федеральную налоговую службу и так далее.

И на кого чаще всего жалуются жители области?

На органы местного самоуправления. Это вопросы представления жилых помещений (в части постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилья и предоставление жилья, расселение из ветхого (аварийного) жилья),обеспечения транспортного сообщения, благоустройства территории, вопрос водоснабжения. Скажем, в каком-то населенном пункте нет колонки на улице, и тогда жители обращаются к Уполномоченному по правам человека. До этого они уже успели обратиться к местным властям с просьбой решить проблему, но те дали стандартный ответ, что на это нет денег. И тогда в нас видят инстанцию, которая поможет им восстановить водоснабжение.

К сожалению, граждане не всегда соблюдают правильный алгоритм обращений: они приходят к нам за помощью, и мы спрашиваем, обращались ли они с проблемой в местную администрацию. На это нам говорят, что, да, обращались, но нам на словах отказали.

А какова правильная процедура обращений?

Напомню, о чем говорила в начале. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия или бездействие органов власти. И конечно это должно быть чем-то подтверждено. То есть, желательно чтобы у гражданина на руках был письменный ответ органов власти по тому или иному вопросу. Тогда мы сможем двигаться к решению проблемы быстрее. Надо понимать, что институт Уполномоченных по правам человека — это институт дополнительной защиты и мы не подменяем собой органы власти.

Есть еще какие-то ведомства или структуры, претензии к которым вы можете рассматривать?

Да, у нас заключено 27 соглашений с разными ведомствами, в том числе с Управлением федеральной службой исполнения наказаний (УФСИН), Федеральной службой судебных приставов (ФССП), Фондом Социального страхования. На основании этих соглашений мы работаем в рамках информационного обмена и совместно изучаем поступающие на их рассмотрение жалобы.

Можете привести пример такого сотрудничества?

Самый недавний — один из осужденных пожаловался на изношенную куртку и то, что неоднократно обращался в администрацию учреждения с просьбой обеспечить его одежной по сезону. Мною было направлено обращение в УФСИН по Пензенской области. Спустя некоторое время я получила письмо, в котором осужденный поблагодарил меня и написал, что новую куртку ему выдали.

Кроме этого, заключенные жалуются на медобслуживание, не предоставление лекарств, отказ в проведении медобследований. Мы регулярно вместе с представителями прокуратуры Пензенской области выезжаем в колонии и проводим приемы.

Иногда получаю письма, в которых заключенные выражают несогласие с вынесенными в их отношении приговорами. Это не входит в компетенцию , но и такие обращения мы не оставляем без внимания и разъясняем порядок обжалования.

Почему вы решаете потратить свое время на то, что явно не входит в ваши полномочия?

Потому что задача правозащитника помочь гражданам оказавшимся в трудной ситуации, а возможности на защиту своих прав у осужденных ограничены. Не хотелось бы отправлять отписки. Мы всем готовы оказать возможную правовую помощь.

Насколько органы местного самоуправления готовы помогать в решении вопросов, которые поступают к ним через Уполномоченного по правам человека?

Иногда проблемы решаются оперативно, но бывает что получаем стандартный ответ: «недостаточное финансирование». Я начинаю разбираться в ситуации и, если вижу, что законное право граждан действительно нарушено направляю в орган власти или организацию заключение о нарушении того или иного права. На этом этапе чиновники либо решают проблему и восстанавливают законные права, либо сообщают мне, что не согласны с заключением. Тогда я обращаюсь в прокуратуру, которая имеет надзорные функции и, как правило, после представлений прокуратуры, принимаются меры по восстановлению нарушенного права.

Так было, например, в селе Калинино Каменского района области, где ограничили подачу водоснабжения из-за долгов МУП ЖКХ, при этом задолженность у жителей отсутствовала. Было направлено заключение о нарушении прав граждан на обеспечение питьевой водой, но сельсовет, к сожалению не принял достаточно мер для восстановления водоснабжения. Пришлось обратиться в прокуратуру. Водоснабжение сейчас восстановлено.

В какой сфере помогать людям в восстановлении их прав сложнее всего?

Пожалуй, в медицине. Количество обращений, свидетельствующих о неудовлетворенности качеством медицинской помощи в 2017 увеличилось. Я часто езжу по сельским населенным пунктам, жители которых жалуются на доступность медицинских услуг, работу скорой помощи. Например, из одного дальнего пензенского села мне приходило письмо с подписью более 200 граждан, в котором сообщалось, что от них людей просто не успевают довезти до райцентра, где им могут помочь. «У нас тут дорога смерти», - пишут жители села. Мы обращаемся в Минздрав, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые проводят проверки оказания медпомощи на соответствие утвержденным стандартам и имеют право привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц и налагать штрафные санкции на медучреждения, если эти стандарты не соблюдаются.

В марте нас ожидают президентские выборы. Как часто вы фиксируете нарушения прав граждан в этой сфере?

Уже три года мы осуществляем мониторинг избирательных прав. Я выезжаю на участки и основное направление мониторинга — это соблюдение избирательных прав социально уязвимых категорий граждан и инвалидов. В ежегодном докладе уполномоченного обозначена проблема с доступностью избирательных участков. Часто они находятся на вторых-третьих этажах зданий, отсутствуют специальные пандусы. Иногда отсутствуют лупы для слабовидящих людей. Глава ЦИК Элла Памфилова обращала внимание на то, чтобы инвалиды вышли и сделали свой выбор не дома, а непосредственно на избирательных участках. Вместе с областной избирательной комиссией мы работаем в этом направлении.

Что вы, как Уполномоченный по правам человека, предпринимаете для повышения правовой грамотности граждан?

Это второе направление деятельности после рассмотрения жалоб. К нам обращаются в основном представители социально незащищенных слоев общества. Для них мы и организуем просветительские встречи. К примеру, мы регулярно встречаемся с пенсионерами в клубе «Ровесник», помещении Союза пенсионеров. У них очень много вопросов по распоряжению недвижимостью. Пожилые люди оказываются выброшенными на улицу как недобросовестными риелторами, так и собственными детьми, которые пользуются их наивностью и правовой неграмотностью. В «Школе правовых знаний», как мы ее называем, я и сотрудники аппарата рассказываем о том, как не лишиться жилья, представители полиции предупреждают пришедших как не попасться на удочку мошенников, а сотрудники Государственного юридического бюро оказывают бесплатную юридическую помощь.

Проводим встречи со студентами из числа детей-сирот и инвалидов.

Как-то после одной из таких встреч ко мне подошла девушка. Она рассказала, что обращалась по поводу работы в службу занятости, но там вакансию для нее подыскать не смогли. По закону ей обязаны были выплачивать пособие в размере среднемесячной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации. в действительности же платили по 850 рублей в месяц. Мы начали разбираться в проблеме и оказалось, что ей действительно не выплачивались установленные законом суммы. Помогли составить ей исковое заявление, обратились в суд и девушка выиграла дело. В ее пользу было взыскано 70 тысяч рублей.

Есть ли статистика по количеству жалоб, которые удалось удовлетворить с вашей помощью?

Да, мы каждый год подводим итоги работы в ежегодном докладе. В этом году процент восстановленных прав составляет 21 %, от числа обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию уполномоченного. Некоторая часть жалоб не находит подтверждения.

Следует понимать, что этот показатель не является целью для правозащитника и не говорит об эффективности его работы. Уполномоченный восстановить законное право человека не может, этим занимаются суды и прокуратура. Его задача обеспечить дополнительные гарантии защиты прав граждан на территории Пензенской области.

Задать Елене Николаевне Роговой все интересующие вас вопросы о правах человека или сообщить об их нарушении вы можете здесь.


Загрузка...
Comments system Cackle