28 марта 2024, ЧТ, 18:47
5 марта 2018 Интервью

Пензенская поэтесса-инвалид Лена Трошина: «Я прыгнула в небо пустой, и оно меня наполнило»

Автор:Влад Языков
фото:facebook.com

Участница центра «Квартал Луи», которая передвигается по миру в инвалидной коляске, рассказала журналисту портала «Пенза-Взгляд» о том, где искать стимул для того, чтобы жить, каково в 32 года учиться в четвертом классе и как преодолеть себя и научиться летать, будучи прикованным к инвалидному креслу.

- Лена, ты живешь настолько насыщенной жизнью, что могут позавидовать даже люди, у которых нет проблем со здоровьем. Ты пишешь стихи, издаешь книги, прыгаешь с парашютом, участвуешь во многих проектах центра, осваиваешь компьютерную графику. Так было всю твою жизнь?

- Нет, конечно. Большую часть жизни я прожила с мамой, а когда ее не стало, я отправила себя в Дом ветеранов. Большое счастье, что в этот период в моей жизни случился «Квартал Луи». Это было кардинальное изменение на уровне личности. Он мне дал свободу. Это трудно понять, нужно чувствовать. Я ненавидела свое кресло, я хотела бы встать и навсегда забыть о нем. Однако теперь мне все равно, в коляске я или нет. Внутри себя я разрушила этот барьер и покинула свою сидячую тюрьму.

- Изменения были настолько кардинальные, что ты решила стать парашютистом?

- Есть такой конкурс - «Преодоление», я в нем участвовала.  Подготовила ролик о себе – читала стихи, рассказывала о жизни. Ролик был отобран и оказался в числе финалистов. Директор фонда «Преодоление» Ксения Безуглова (победительница конкурса красоты, которая после аварии оказалась в инвалидной коляске - ред. ) сказала мне такую вещь: «Я видела, как летит твоя душа, и хочу, чтобы ты сама испытала чувство полета» и вручила мне сертификат на прыжок с парашютом! Я была в шоке! Где я и где парашют? Я сильно испугалась и забыла об этом. Через некоторое время я заболела, на душе было плохо, и я подумала о том, что бы сделать такого, чтобы мне стало хорошо. И вдруг… Та-дам! Эврика! У меня же есть прыжок с парашютом!

- Насколько я понял, этот шаг в небо тоже изменил что-то в тебе?

- Еще как! Теперь я знаю, что что бы не случилось в жизни – у меня есть небо! Нужно только закрыть глаза, чтобы его увидеть. В моей памяти оно такое, каким я его увидела впервые, оно - только мое. Я прыгнула в небо пустой, и оно меня наполнило!

Небо огромное, ему безразлично - какой ты. Оно для всех, оно тебя примет. Я обязательно прыгну еще раз.

- Стихи про это есть?                                                           

Я много раз пыталась это передать. Может быть, вот это самое точное:

Ощущение полета.

Созерцание небес,

Облака, как перина,

Я коснулась чудес.

Небо…

Края не видно,

тишина и покой,

Ощущенье такое,

Что вернулась домой.

А вы знаете, люди?

В небе – нет суеты.

Я теперь поняла –

Не боюсь высоты.

- Тебе 32 года, ты ходишь в четвертый класс, будучи при этом уже признанной поэтессой. Честно говоря, в голове не укладывается.

- Я наверстываю то, чего в моей жизни по тем или иным причинам не было. Я учусь дистанционно и хочу закончить школу. Для меня это шанс, которым я воспользовалась. Не больше, не меньше. А вот учителя иногда встают в тупик, они же меня не видят.

К примеру, задают выучить стихотворение о природе, я спрашиваю, какого поэта взять предпочтительнее, и выдаю длинный список из фамилий, которые даже выпускнику школы не всегда знакомы. Учителя бывают озадачены.

- Между тем в роли преподавателя ты тоже успела себя попробовать. Расскажи немного о проекте, который реализует «Квартал Луи».  

- У нас есть такой проект, который называется «Равные, разные, дружные». Я веду в нем детские группы – мы  рассказываем детям, что инвалиды не кусаются, они такие же люди, у них есть свои интересы, и не нужно на нас смотреть, как на недоразвитых. У проекта несколько направлений – «Мир темноты», который ведут слабовидящие, «Мир тишины» о глухонемых и «Мир на коляске». Понятно, что третье направление как раз про меня.

- Как воспринимают такие уроки дети?

-Вначале им бывает страшно, большинство из них с нашим миром не пересекалось, они просто не задумывались об этом. У меня на прошлой неделе было два урока со второклашками, которые при встрече со мной кричали: «Я боюсь! Мне страшно!». Они видели человека в инвалидном кресле так близко впервые. А потом многие из них взяли у меня номер телефона, и теперь звонят, просят почитать стихи  или просто узнать, как у меня дела. Кстати, после того, как я стала общаться с детьми, я стала тщательнее фильтровать сообщения на своих страницах в социальных сетях, так как знаю, что на нее заходят дети.

Когда рушатся барьеры, это воодушевляет, а с детьми это сделать проще. Стереотипы живут во взрослых головах – у детей их нет. Они сначала шарахаются от тебя, а потом восхищаются. И то, и другое делают искренне.

- Со взрослыми сложнее? О чем ты с ними беседуешь на подобных встречах?

- Взрослые у меня часто спрашивают: «Где Вы находите стимул для жизни?». Они спрашивают об этом, потому что им самим таких стимулов не хватает. И такие моменты я тоже очень люблю, потому что это совместная работа по поиску мотивации и обратная связь, которую я поддерживаю после таких встреч в течение очень долгого времени.   

- Так в чем этот стимул? Для чего лично ты живешь?

- Я хочу жить! Это очень широкое понятие – жить. Я в проекте учусь ходить на каблуках. Это трудно, это постоянные тренировки, но три года назад я даже просто прямо сидеть в коляске не могла!

P.S. 5 марта в 18:00 в арт-холле по адресу Водопьянова, 44 пройдет презентация очередного поэтического сборника Лены Трошиной. Поэтесса приглашает всех на творческий вечер, посвященный этому событию.

Другие интервью читайте здесь.