25 апреля 2024, ЧТ, 19:00
31 января 2018 Интервью

Елена Столярова: «Чем больше ребенка любят, тем больше он испытывает счастья и чувства нужности»

фото:Пенза-Взгляд

Детский омбудсмен Пензенской области о подростковых самоубийствах, родительской инфантильности и том, почему так важно, чтобы ребенок знал, кто его семья.

- Елена Алексеевна, насколько проблема подростковых самоубийств свойственна для нашего региона и по каким причинам это чаще всего происходит?

- Проблема подростковых суицидов существует не только в нашем регионе, и она не только российская - наша страна находится не на первом месте по числу суицидов . По последним данным, эта проблема остро стоит в США, Китае и других странах. Причины могут быть разные, но подростковый возраст имеет общие характерные черты во всех странах.  Учитывая возрастные особенности, психотерапевты всегда отмечают среди причин суицидов те, которые связаны с конфликтами в семье, со сверстниками, на третьем месте - первая влюбленность подростков, безответная любовь. Дети заходят в тупик и не могут ответить на вопрос: почему произошло так, что рядом нет объекта, к которому возникли такие чувства? Однако всегда выявляется совокупность причин, одна накладывается на вторую. Переживания длятся долго, решение расстаться с жизнью  не есть сиюминутное решение. Как правило, ребенок явно никогда никому не говорит по поводу того, что у него есть проблемы или планы проститься с жизнью. Но он намекает на то, что ему плохо, и здесь, к сожалению, близкие люди не всегда могут разглядеть эти причины, которые в совокупности начинают создавать эмоционально-психологический тупик для ребенка, из него он не может самостоятельно найти выход.

- В каких семьях чаще всего случаются такие трагедии?

- Специалисты считают, что, как правило, суициды происходят в семьях неполных, но материально обеспеченных, когда у ребенка практически нет материальных проблем, но есть трудности психологически-эмоционального характера. Последняя ситуация в одном из городов нашей области связана не только с тем, что у мальчика были чувства - до этого у него произошли трагические  события в жизни: когда ему было восемь лет, в ДТП у него погиб папа, через некоторое время умирает бабушка со стороны папы, потом умирает дядя со стороны папы, к которому он был привязан, и получается, что он остается один под своей фамилией. Мама через некоторое время после гибели мужа создала другую семью, у них родился ребенок. По итогам разговора с педагогом и детьми можно сделать вывод о том, что у ребенка возникло чувство ненужности, одиночества, покинутости, и потому он решил таким образом оставить жизнь.

В прошлом году в регионе произошла трагедия. Характеристика на мальчика тоже очень хорошая. Это могло быть подражание кумирам из групп «Linkin park» и «Nirvana», которые тоже покончили жизнь самоубийством - известны случаи во многих странах, где фанаты группы тоже последовали их примеру. Правоохранительные органы, которые изучали причины случившегося, нашли в телефоне подростка фотографии и музыку групп. Но, наверное, связано случившееся и с другими причинами. Родной биологический отец жил в той же деревне, но никогда не был признан отцом ребенка. У детей возникают вопросы: кто я? кто мои родители? почему у меня нет папы?С детьми в таком случае нужно разговаривать. Отцы, которые уходят из семьи, не должны оставлять ребенка без общения. Мужчина и женщина расстались как супруги, но они остаются родителями, и во имя интересов подростка, во имя его комфорта родители должны между собой общаться и, если это не представляет опасности, общаться с ребенком. Он должен знать, что есть мама, есть папа, есть бабушка с одной стороны, есть бабушка с другой стороны. Ребенок должен знать свой род, он не должен быть отчужден от семейных, родственных отношений. Чем больше ребенка любят, тем больше он испытывает счастья и чувства нужности.

Также бывают случаи среди детей-сирот, когда они не находят в подростковом возрасте для себя какого-то круга общения, который бы помогал выходить из трудной ситуации. Однажды ночью мне позвонила молодая мама, которая в 16 лет родила двоих детей. Она получила квартиру от государства, завершает обучение, получает пенсию по потере кормильца. Позвонила в час ночи: «Что мне делать? Сын не спит, говорит, что я плохая мама и больше похожа на чужую тетю, чем на маму». Я ей говорю: «Если есть какая-то книжка, ложись на диван, с  обеих сторон клади их, начинай читать им книжку, сказку расскажи. Прижми к себе, поцелуй, погладь, поговори с ними». Утром позвонила – «Как?». Она сказала, что в итоге справилась. Она сама сирота. Ей никогда никто не читал, а теперь она стала мамой и не знает иногда, как быть с этими двумя детьми.

-Часто Вам звонят вот так, напрямую?

-Часто. У всех, практически, кто ко мне обращается, есть мой телефон. Люди нуждаются в помощи. Те, кто обращается ко мне, в большей степени – это люди с проблемами психолого-эмоционального характера.

- Что делать, если появились первые сигналы о том, что у ребенка возникли проблемы?

- Специалисты рекомендуют, в первую очередь, родителям уделять ему больше внимания. Сесть с ним, поговорить, поцеловать, погладить – тактильные действия позволяют ребенку расслабиться. Может, он попытается рассказать о тех проблемах, которые его гнетут. Если родители не способны заметить, что с их ребенком что-то происходит, но это видят педагоги со школьным психологом, то следует попросить родителей поговорить с ним, самим выяснить, что случилось. Например, можно попросить ребенка задержаться после урока, чтобы помочь распечатать материал на завтрашний день – они все сейчас владеют компьютером, и использовать этот повод, чтобы поговорить с ребенком: поблагодарить его за помощь, сказать, как здорово у него это получилось, и постараться узнать, в чем дело. Когда мы говорим, что нам не хватает психологов в школе, возможно, нам не хватает практических специалистов, но у нас в школе все учителя имеют хорошее психологическое образование. В связи с этим, думаю, учитель должен помнить: я не только педагог, предметник, но я и психолог.

Если в семье сложная обстановка, тогда нужно работать уже со всей семьей. Возникла ситуация: отца у ребенка осудили за насильственные действия по отношению к нему, мать давит на ребенка, ее лишили родительских прав, она заняла позицию отца. Ребенок находится с бабушкой, но дома у него всегда стрессовая ситуация, потому что мама приходит общаться с ним. Здесь нужно помогать маме, помогать семье в целом. Разбираемся с проблемой.

- В прошлом году активно обсуждалось участие детей в так называемых группах смерти. Является ли эта проблема актуальной в настоящее время?

- Проблема не в соцсетях - многие там сидят, но они не идут выполнять команды этих «синих китов». Речь о том, что ребенок оказывается в группе, потому что там ему подсказывают, как якобы найти выход из проблем – перебеги дорогу, залезь на вагон и займись зацепингом и так далее. Администраторы ловят детей, у которых очень глубокие внутренние психологические проблемы, психологический надлом. Зачем им это? Возможно, горе другого им приносит некое удовлетворение – я не один такой, не только мне плохо. Чтобы дети не сидели в соцсетях, родители должны вовремя замечать подобные вещи, настраивать на другое общение. Абсолютно все дети талантливы – в спорте ли, рисовании, танцах, вышивании. Самое главное, вовремя дать ребенку почувствовать свои способности, полезность, свою победу в чем-либо. А у нас происходит зачастую так: мама-папа спрашивают, сделал ли ребенок уроки, поел ли, а потом – можешь сесть за компьютер, только не мешай. Сами родители сидят с планшетом, занимаются собой, но не ребенком. Проблема не в соцсетях, а в семье и окружении ребенка.

Задать вопрос Елене Столяровой можно на портале «Пенза-Взгляд» в специальном разделе.