5 декабря 2025, ПТ, 15:33
21 марта 2016 Интервью

Сифилису все возрасты покорны

фото:Пенза-Взгляд

Какие районы Пензенской области лидируют по числу заболеваниям сифилисом, к чему может привести случайная связь и каким еще путем может распространяться «половая» инфекция «Пенза-Взгляд» рассказала заведующая поликлиническим отделением №1 Центра специализированных видов медпомощи Ольга Николашина.

«Пенза-Взгляд»: Как в регионе обстоит дело со статистикой по инфекции, передающейся половым путем (ИППП)?

Ольга Николашина: В прошлом году у нас отмечался рост заболеваемости сифилисом на 13% - она составила 16,5 на 100 тыс. населения. Рост связан с увеличением регистрации поздних форм  сифилиса с 68 случаев в 2014 году до 92 случаев в 2015 году. В 1,9 раза увеличилось выявление сифилиса при устройстве на работу среди мигрантов из Средней Азии, Казахстана, Вьетнама.

Среди урогенитальных инфекций можем отметить снижение заболеваемости: гонореи – на 19,4% (теперь показатель составляет 11,2 на 100 тысяч населения), трихомониазом – на 4,3% (57,3 на 100 тысяч населения), хламидиозом – на 4,8% (45,2%).

«Пенза-Взгляд»: А можно ли выделить какие-то районы области, где случаи заболевания сифилисом выявляются чаще всего? И какая ситуация сложилась в Пензе?

Ольга Николашина: Лидирующие места по числу заболевших занимают Нижнеломовский район – 62,9 на 100 тысяч населения, Малосердобинский – 32,7, Сосновоборский – 24,9, Каменский – 20,3, Городищенский – 19,7. В Пензе показатель – 16,3. Это мы говорим про 2015 год.

Кстати, есть районы, где не выявлено ни одного случая сифилиса: Башмаковский, Вадинский, Иссинский, Неверкинский, Тамалинский.

«Пенза-Взгляд»: Чем можно объяснить, что именно в перечисленных районах растет число заболевших?

Ольга Николашина: Вероятно, там моложе население.

«Пенза-Взгляд»: Какая категория населения больше всего подвержена ИППП?

Ольга Николашина: Если говорить про возраст, то любви все возрасты покорны. Бывали случаи, когда сифилис диагностировали у 80-летних. Это не значит, что человек в таком возрасте им заразился, просто, вероятно, долгое время не обращался в больницу.

Конечно, чаще всего ИППП диагностируются у молодых людей, ведущих активную половую жизнь.

Чаще всего такие заболевания распространяются среди граждан, склонных к асоциальному образ жизни, которые заводят беспорядочные половые связи. Все зависит от человека, его культуры, образования. У человека, заботящегося о своем здоровье, риск заболеть ниже, чем у того, кто неизвестно где живет и с кем спит.

Хотя есть случаи, когда мужчина, работавший в другом регионе, привозил инфекцию и заражал жену, или наоборот – женщина заражала мужа. Считаю, если уж случилась какая-то ситуация в жизни, человек знает это за собой, лучше прийти и провериться, а не нести это в семью.

Ольга Николашина

 «Пенза-Взгляд»: А какие осложнения могут возникнуть, если вовремя не обратиться ко врачу?

Ольга Николашина: Если брать сифилис, то поражаются все органы и системы, включая нервную. Поздняя стадия чем опасна? Даже если пролечим инфекцию, то эти нарушения не исправишь. Урогенитальные инфекции – гонорея, хламидиоз – могут привести к бесплодию. Поэтому раннее выявление и лечение – это профилактика.

«Пенза-Взгляд»: Какими путями могут передаваться инфекции? Можно ли заразиться при бытовом контакте?

Ольга Николашина: Возьмем сифилис для примера. Несколько путей существует, преимущественно - половой. Есть трансплацентарный – больная мать передает инфекцию плоду. Третий – бытовой. Такие случаи периодически встречаются, если не соблюдаются правила гигиены. Если у больного есть внешние про явления болезни – язвочки, высыпания на слизистой, то инфекция может передаться при тесном контакте – например, через поцелуй. Также можно заразиться, если мама сначала попробовала какое-то блюдо, а потом той же ложкой дала попробовать ребенку. У больного должен быть свой набор посуды. При гонорее нельзя спать в одной постели: если у мамы есть выделения, то дочь может заразиться. Также у больного должны быть индивидуальные предметы личной гигиены.

И еще один путь – через кровь. Он практически невозможен, потому что станция  переливания крови строго следит за этим, все доноры обследуются. Но теоретически существует путь передачи от донора реципиенту.

Гонорея – конечно, преимущественно передается половым путем. Но возможен и бытовой способ передачи: от больной матери могут заразиться девочки.

«Пенза-Взгляд»: Есть ли какие-то симптомы, при появлении которых можно и не понять, что это ИППП?

Ольга Николашина: Что касается сифилиса, то при первичном появляется эрозивный или язвенный дефект в области половых органов - он практически безболезненный, также  воспаляются лимфатические узлы. Это может пройти без лечения, и болезнь переходит в следующую стадию, вторичный период, когда возбудитель из лимфатической системы переходит во все органы и системы. Появляются сыпи - это могут быть бледные пятна, которые не особенно беспокоят больного. Латентные стадии могут чередоваться с ярко выраженными  в промежутке от двух до пяти лет, пока не наступит третий период.

При ИППП возникают жалобы на поражение урогенитального тракта – дискомфорт, зуд, боли при мочеиспускании, выделения. Главное - никогда не надо заниматься самолечением, нужно обращаться к дерматологу, чтобы точно определить характер сыпи. Если у человека нет симптомов, но есть желание обследоваться, можно прийти к нам, а также в анонимный кабинет, в Центр доверия для подростка и бесплатно пройти обследование.

«Пенза-Взгляд»: Какая профилактика проводится, чтобы предупредить рост заболеваемости?

Ольга Николашина: Есть личная профилактика – когда обследуются партнеры, чтобы выявить заболевания и предотвратить их развитие. Есть общественная профилактика: проводятся лекции, беседы, на которых рассказываем о возможных осложнениях.

 Важно проводить беседы с подростками, вероятно, с участием психологов – важно воспитывать грамотное отношение к своему здоровью. При профосмотрах люди проверяются на ИППП, также беременные, встающие на учет, неоднократно обследуются. В Пензе проводятся различные акции. Например, у нас в центре периодически бесплатно раздают презервативы: приносят мешок, пациенты в кабинетах их разбирают. Они не гарантируют стопроцентной защиты от ИППП, но снижают риск.

«Пенза-Взгляд»: А как относитесь к рекламным кампаниям с использованиям билбордов, на которых изображены, например, те же  презервативы? В Пензе едва не появились такие, однако проект вызвал смущение у мэрии…

Ольга Николашина: Как медик положительно отношусь. И если ставить такие щиты с соцрекламой, то, на мой взгляд, возле мест скопления молодежи -  ночных клубов, например. Но менталитет у нас в стране такой, что кто-то может воспринять это как пропаганду, кого-то это оскорбит. Однако проблема ИППП есть, и говорить о ней в той или иной форме нужно.