25 апреля 2024, ЧТ, 09:51
8 ноября 2017 Интервью

В толпе кричали: «Громи чище, товарищи, у нас в Питере камня на камне не оставляли»

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд, ГБУ «Госархив Пензенской области»

Главный архивист ГБУ «Госархив Пензенской области» Светлана Петрина о том, как встретили новость о революции в Петрограде в Пензе и к каким событиям это привело.

-Светлана Владимировна, когда в Пензе узнали об октябрьском перевороте, который впоследствии в СССР праздновали как день Великой октябрьской социалистической революции?

- Документов,  датированных седьмым ноября (25 октября 1917 года) телеграмм, заметок, сообщений о том, что произошла революция не существует, пензенцы впервые узнали о том, что происходит в Петрограде, позже. Главный источник сведений о тех октябрьских днях – газеты. В областном архиве сохранились подшивки губернских изданий «Известия» пензенского совета рабочих и солдатских депутатов и «Пензенская речь», которая позиционировала себя как независимая газета и придерживалась в основном правых взглядов. Большевистских газет в губернии в то время не выходило, да и большевиков было еще крайне мало».

-Но ведь уже существовал телеграф, с помощью которого можно было достаточно быстро доставить столь важную информацию?

- Точно известно, что телеграф в этот день не работал, и люди ощущали беспокойство. Все это на фоне того, что в городе и области уже долгое время фактически царили неразбериха и анархия, власти никакой уже не было.  Вместе с тем, по городу шли слухи, что в главных городах Российской империи - Москве и Петрограде - что-то происходит. Когда стало известно, что какие-то большевики, о которых не думали как о реальной политической силе, взяли власть в двух российских столицах, это стало большим шоком».

-Итак, каким было первое документальное сообщение о революции?

- Первое упоминание собственно о революции было опубликовано в газете «Пензенская Речь» 28 октября 1917, через два дня после взятия Зимнего.  Сообщение пришло из Москвы, так как с Петроградом телеграфного сообщения по-прежнему не было: «Москва полна тревожных слухов. Самые чудовищные предположения становятся действительностью. Такое настроение поддерживается тем обстоятельством, что телефон Москва-Петербург не работает. Вполне уверенно говорят, что произошел арест всех членов Временного правительства. В железнодорожных кругах, имеющих некоторую возможность сноситься с Петроградом, напротив, уверяют, что группы, верные Временному правительству арестовали членов Петроградского совета народных депутатов». То есть что-то произошло, а что – непонятно.

-Как встретила это известие Пенза? 

- В Пензе в это время происходили безрадостные события.  В уездах были погромы, так как прошел слух, что если крестьяне до учредительного собрания не возьмут землю в свои руки, то они ее не получат, поэтому начались захват помещичьих земель, которые сопровождались убийствами, поджогами, насилием.

В Пензе было очень большое количество госпиталей, для которых продовольствие выделялось в первую очередь и самого лучшего качества, остальное же население получало товары по фиксированным ценам лишь по карточкам. Сверх того можно было что-то купить на рынке, но цены на товары там взлетели невероятно. К тому же 1917 год выдался неурожайным, Петроград требовал поставок продовольствия для столичных жителей, а в губернии в некоторых уездах уже начинался голод».

-У журналистов в те дни, наверное, работы было немало?

- Сообщениями о беспорядках газеты пестрят, описание бедственного положения практически в каждом номере, однако гораздо лаконичнее, но зато многозначительнее телеграммы.

Вот, например, из Сыромяса: «В Вичиклеях голод, немедленно дайте хлеба», или из Наровчата: «После разгрома Араповской экономии «Дурасовки» спасено 104 овцы, за отсутствием корма хозяин хочет из резать, снабдите кормом, спасите»».

-Революция лишь ускорила эти процессы?

- Безусловно. После известия о падении Временного правительства в губернии началось: «Гуляй, народ православный». По деревням и селам прокатилась волна погромов, грабежей и убийств. В Саранском уезде было разграблено крупное поместье Юрлова и находящийся при нем конный завод высокой ценности.

В самом Саранске начался мятеж войск, во время которого была разбита местная тюрьма, и толпы уголовников были выпущены на свободу. И так повсюду…»

-Пензенцы тоже в стороне не остались?

 - В самой Пензе же первый погром произошел еще 30 октября 1917, через два дня после публикации в «Пензенской речи», когда в магазин обуви Герсона на «Толкуне» зашел солдат и пожелал купить себе галоши. С него запросили 25 рублей, и он отправился к своим товарищам с жалобой на спекуляцию.

Сначала толпа произвела нечто вроде суда над спекулянтом. Его товар распродали за копейки. Покупатели стали тащить с прилавков все, что попадется под руку.

Было расхищено товара до 10 тыс. рублей. Все это делалось на глазах милиции, которая была бессильна помещать грабежу.

Вызвана была уголовная милиция. Ей удалось повлиять на толпу и арестовать 45 человек, отобрав у них товара на 2000 рублей».

-То есть людей удалось урезонить?

- Какое там! Люди штурмовали полицейский участок! Задержанных освободили. От самоуправства толпы едва не пострадал фотограф уголовной милиции Бейнарович. А 20 ноября по новому стилю в Пензе начались погромы…

 В первый день были разгромлены пивной склад Горнауэра и магазин Ананьина на базаре. Милиция была бессильна перед такой огромной агрессивной массой людей. Часть толпы спустилась в подвал и начала разбивать бочки, а у входа была устроена очередь, и каждый желающий, подходил со своей посудой, чтобы получить пиво. Выпившая толпа начала вести себя буйно: разгромили и подожгли особняк Горнауэра, заводскую контору и конюшню. Грабеж, никем не останавливаемый, продолжался всю ночь и утро. Во время разгрома из озверевшей толпы слышались призывы: «Громи чище, товарищи, у нас в Питере камня на камне не оставляли».

А на следующее утро толпа в серых шинелях, желая «продолжения банкета», громила уже Московскую.

-Порядок наводили уже большевики?

- Нет. После этих погромов горожане организовали штаб обывательской обороны, отряды которой патрулировали город и днем, и ночью. Пришлось даже уничтожить найденные ими 50 ящиков виноградного вина на неохраняемом складе, так как обнаружение их толпой солдат могло привести к весьма трагическим последствиям.

А Советская власть и диктатура пролетариата в Пензе была установлена мирным путем, но произошло это лишь в ночь на 17 декабря 1917 на заседании Пензенского комитета РСДРП (б), когда членами губернского совета партии было решено взять бесхозную власть в Пензе и губернии в свои руки.

Вот так легко и просто захотели взять и взяли то, что было брошено в страхе временным правительством, меньшевиками и эсерами, которые пользовались в нашем городе особым уважением.