20 апреля 2024, СБ, 10:09
16 июня 2017 Интервью

Роддом Святого Валентина

фото:из личного архива В.Архангельского

18 июня российские медики будут принимать поздравления. Заведующий акушерским отделением Сердобской районной больницы Валентин Павлович Архангельский профессиональный праздник отмечает уже больше 45 лет. За это время он помог появиться на свет тысячам малышей. А вот для своих внуков сделал исключение.

 - Валентин Павлович, в интернете о вас масса восторженных отзывов от рожениц. Даже роддом в вашу честь предлагают назвать - «Роддом Святого Валентина». Незнакомым пациенткам проще помочь, чем близким людям?

 - У меня такое правило: я не принимаю роды у своих. Есть фото, где я со своей четвертой внучкой в первый час ее жизни. Но на свет ей помогали появиться другие врачи. У нас замечательные специалисты, мне есть, кому доверить близких. Что касается отзывов, особенно про «Святого Валентина» - это преувеличение, конечно. Наверное, имидж у меня такой. Специально я его не создавал, просто работал. Еще в университете тяготел к специализациям, где можно было увидеть результат своего труда. Например, нравилась травматология – пришел человек с больной ногой, ушел со здоровой. Но акушерство в этом отношении еще более благодатная сфера. Приходит один человек, а уходят двое. А иногда и больше. Конечно, эта работа требует большой отдачи. В отделении провожу гораздо больше времени, чем дома, вот и весь мой секрет.

 - Как к этому относятся ваши близкие?

 - У нас медицинская семья. Моя супруга – гастроэнтеролог, сын – зубной врач, дочь заведует отделением анестезиологии и реанимации. Мы все живем на работе. Думаю, моим пациенткам стоило бы сказать «спасибо» моей жене, ведь она с пониманием относится к тому, что меня постоянно нет дома. Она – мой крепкий тыл, поддержка и опора во всем. Мои успехи – это ее достижение. А вот следующее поколение нашей семьи пока не спешит идти в медицину. В этом году одна из внучек заканчивает школу, сказала, что врачом быть точно не хочет, на нас насмотрелась. Она гуманитарий, тяготеет к языкам. А я этого боюсь. Слишком много наших женщин российских по свету мотается. Это неправильно, я считаю, жить надо дома.

 

 - Но ведь и вы в свое время хотели уехать куда-нибудь далеко?

 - Да, было романтическое время. После университета мы с супругой хотели податься куда-нибудь на Курилы или на Камчатку, остановились в итоге на городе Кандалакша Мурманской области. Но нас переубедил Андрей Иванович Настин – будучи главным врачом Сердобской больницы он приехал в Куйбышевский, ныне Самарский медицинский институт, чтобы найти молодых специалистов для своего учреждения. Так мы и попали в Сердобск. Впрочем, мечта уехать куда-нибудь далеко все же сбылась. Мы с женой отправились в командировку в Эфиопию. Три года жили и трудились там. Работали в хороших условиях, но когда из посольства позвонили и предложили остаться еще на какое-то время, отказался сразу. Там все чужое, неродное, даже запахи другие. Ностальгия замучила. Дома лучше.

 - Знаете хотя бы примерно, скольким детям вы помогли появиться на свет?

 - Никогда не пытался посчитать. Думаю, если хоть один врач-акушер назовет вам конкретную цифру в ответ на этот вопрос, он слукавит. Ведь это не моя заслуга, а коллективный труд. В одиночку ни у одного врача ничего не получится. Количество родов для меня не самоцель. К тому же рождаемость сейчас низкая. В прошлом году наш роддом принял 489 родов. Для сравнения, когда я приехал сюда в семидесятых, их количество превышало тысячу. Хотя надо учитывать, что группу высокого риска мы перевозим в перинатальный центр в Пензу. Сейчас прибавилось работы с роженицами, потому что рожать стали позже. Все сначала хотят карьеру построить, квартиру купить. Потому зачастую к нам привозят пациенток, у которых анамнез на несколько страниц. Здоровых рожениц мало. Хотелось бы, чтобы будущие мамы более ответственно относились к своему здоровью.

 - Когда, на ваш взгляд, было проще работать? 40 лет назад или сейчас?

 - С одной стороны, технологии сейчас позволяют многое сделать в медицинском плане, спасти больше жизней – и материнских, и детских. Когда я пришел, показатели детской и перинатальной смертности были выше. С другой стороны, очень много пациенток, которые приходят, начитавшись статей в интернете. Там есть полезная информация, но ее ведь нужно в систему привести, а не вырывать из контекста. Всемирная паутина очень навредила в важном психологическом аспекте. Обилие и доступность информации поспособствовала тому, что доверие пациентов к врачу резко снизилось. Теперь все сами ставят себе диагнозы, а иногда и врачу рассказывают, каких правильно лечить. В этом плане стало тяжелее работать. Да вообще жизнь поменялась. Мы раньше уезжали в отпуск, и у нас замка на двери не было. Можете себе сейчас такое представить? 

 - В начале июня вы отпраздновали серьезный юбилей – 70-летие. Если подвести некоторые итоги, что вы считаете своим главным достижением за этот срок?

 - Считаю, что главное достижение - это стабильность. Каждый человек ценит постоянство – на работе, в семейной жизни. Больше всего я не хотел бы потерять эту стабильность. Образуются семьи, рождаются дети, не умирают мамы и малыши – вот где счастье. А больше ничего и не нужно.