Автор цифровых квестов Никита Воробьев: «Пенза полна историй и скрытых смыслов»
В Пензенской области активно развивается внутренний и внешний туризм. Вкладываются силы и средства в разработку навигации, установку арт-объектов и обустройство маршрутов.
Сурский край славится уникальными объектами и необычными экскурсиями. Так, набирает обороты промышленный и гастрономический туризм, востребованы поездки по религиозным местам.
Свою лепту в повышение туристической привлекательности Пензенской области внес создатель мобильного приложения «Экскурсобот» Никита Воробьев. Подробно изучив биографию родного города, он придумал квесты, которые позволяют участникам познакомиться с неочевидной Пензой и поучаствовать в экскурсиях нового формата.
- Никита, раз вы придумали экскурсии по столице Сурского края, наверное, очень любите малую родину…
- Да, люблю свой город. Я здесь родился, в детстве и юности жил в одном из домов на Московской, в самом сердце Пензы. Мне нравится размеренный образ жизни, отсутствие толп людей и суеты. Кроме того, Пенза, как и любой город, полна историй и скрытых смыслов, которые я с интересом продолжаю разгадывать.

- Расскажите о своих любимых местах в Пензе. Вы включили их в свои квесты?
- Нравится Московская – она буквально дышит историей, площадь Ленина – самый центр города, набережная – хорошее место для прогулок. Эти места стали частью маршрута самого первого квеста. Когда запускался проект – это было в 2022 году – пользователю были доступны три квеста. Первый - тестовая игра, которая давала представление о том, что такое «Экскурсобот», как с ним общаться и дружить. Были также две полноценные игры: «Сурский моцион» - первый большой квест по городу, и «Калейдоскоп Европы» - по картинной галерее.
- Так как же взаимодействовать с приложением?
- Все очень просто. Оно работает в Telegram. Пользователь выбирает квест, бот дает загадку, и участник, разгадывая ее, определяет, куда нужно идти дальше. В найденном месте вновь решает задачку, вбивает ответ в бот и получает факты и короткие интересные истории об объекте, возле которого находится. Можно прочитать справку об объекте или воспользоваться аудиогидом. Практика показала, что участники квеста в большинстве предпочитают именно аудиосообщения.
- Как пришла идея создать квесты в цифровом формате?
- В студенческие годы я любил участвовать в различных квестах, разгадывать головоломки. Перепробовал большое количество, в том числе уличные масштабные игры типа Encounter. Интерес к квестам, любовь к городу, желание реализоваться и сделать свой проект стали движущей силой. Кроме того, по личному опыту знаю, что порой бывает тяжело воспринимать большой объем информации, который выдают экскурсоводы, поэтому в свое приложение добавил выжимку из историй, сохранив самые интересные и важные факты. Мое приложение позволяет проходить квесты в том ритме, в котором удобно, и даже ставить прогулку на паузу. Например, вы отгадали несколько загадок, затем зашли в кафе, чтобы отдохнуть и обменяться впечатлениями, после чего квест можно продолжить.
- Для создания бота пришлось учиться программированию?
- По образованию я специалист по защите информации, в рамках своей специальности учился в том числе и программировать, но на других языках – не на том, на котором написан бот. Был вариант сделать его на конструкторе, не затрагивая программирование, но функционал конструктора очень ограничен, и тогда я решил освоить новый язык, чтобы позволить себе больше творчества. Выбор пал на Python, который сейчас более актуален. От начала разработки до создания демо-версии у меня ушло три месяца. Пробную игру тестировал на своих друзьях, затем подключались уже незнакомые люди, и я собирал обратную связь от них.

- Откуда берете информацию для наполнения квестов?
- Использую сведения из проверенных краеведческих источников. Изучаю труды Игоря Шишкина, Александра Дворжанского, консультируюсь с пензенскими краеведами, экскурсоводами. Если говорить про музейные квесты, то информацию получал от сотрудников картинной галереи, Литературного музея, так как они владеют ее лучше, чем кто бы то ни был. Все сведения, которые изучил, переформатирую под концепцию бота.
- С какого квеста рекомендуете начать?
- Тем, кто мало знаком с Пензой, советую прогулочные квесты, например, «Сурский моцион», в котором загаданы основные достопримечательности города. Местным жителям, которые регулярно гуляют по любимым маршрутам, вероятно, будут интереснее тематические квесты, например, «Наследие Люмьеров». Участники узнают, где прошли первые кинопоказы в Пензе, почему смотреть кино было опасно, за что хотели расстрелять пензенского Чаплина и много-много других интересных фактов. Русским Чарли Чаплином называли нашего земляка, актера немого кино Ивана Мозжухина.
- Экскурсионных проектов с подобной технической составляющей, способных повысить туристическую привлекательность Пензы, еще не было. Наверняка ваш труд уже заметили и оценили по достоинству…
- В прошлом году я участвовал во всероссийской программе «Лига экскурсоводов». Со всей страны заявились 11 800 человек, в финал прошли 210, в том числе я. На очном этапе нас ожидало конкурсное испытания, по результатам которого я стал победителем в номинации «Цифровая экскурсия». Кроме того, я вошел в число участников, о которых написали в книге «Лучшие экскурсоводы России».
- Какие планы по развитию проекта?
- На достигнутом не останавливаюсь. Будут новые квесты, но какие – пока секрет.
