Ольга Жилкина: «Мы недостаточно боремся с буллингом»
4 мая в мире по инициативе ООН отмечают Международный день борьбы с буллингом (травлей). Эта проблема не обошла стороной и Пензенскую область. О причинах возникновения буллинга как явления и способах борьбы с ним рассказала аспирант кафедры «Педагогика и психология» Педагогического института им. В.Г.Белинского ПГУ Ольга Жилкина.
Ольга, насколько буллинг распространен в школах Пензенской области?
В 2024 году доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» ПГУ Игорь Юрасов и кандидат социологических наук ПГУ Елена Данилова провели исследование по региону, которое показало, что почти 26% студентов местных колледжей и вузов были жертвами травли во время учебы в школе. Это достаточно высокий уровень буллинга.
Каковы главные причины распространения буллинга в российских школах вообще и, в частности, в школах пензенского региона?
Причин очень много. Их можно условно разделить на психологические, социальные, семейные, педагогические, но очень часто они взаимосвязаны. Основные лежат в области психологии. Допустим, у агрессора, который нападает на жертву, есть склонность к садизму или чувство неполноценности. Эти люди пытаются самоутвердиться за счет жертвы. Такое поведение может быть следствием проблем в семье - как гиперопеки, так и наоборот, отсутствия должного внимания со стороны родителей. Буллинг может быть следствием педагогических проблем, когда педагог несвоевременно диагностирует проявления буллинга среди учеников или не проводит профилактику буллинга.
Природа буллинга изменилась с развитием социальных сетей?
Разумеется. Из-за социальных сетей мы перешли к новому виду травли - кибербуллингу. Роли в нем распределены так же, как в случае с классическим буллингом: это агрессоры, которые нападают, наблюдатели, которые могут поддерживать агрессора или жертву (могут никого не поддерживать вообще), и сама жертва. В ситуации с травлей в социальных сетях последствия для жертвы могут быть такими же, как и при обычном буллинге, но степень их проявления потенциально еще более серьезная, так как жертву могут начать травить со всех сторон разные люди - один написал, другие поддержали, причем это может продолжаться годами. Эта кибер-агрессия еще более жестокая, на мой взгляд.
В каком возрасте проблема школьного буллинга обретает особую остроту?
Преимущественно в 6-7 классах, когда дети находятся в так называемом «переходном возрасте». В этот период они пытаются самоутвердиться, выделиться на фоне других, поэтому травля идет в такой открытой и явной форме. Тем не менее, буллингу как явлению, к сожалению, есть место в начальной и старшей школе.
В Пензенской области, на ваш взгляд, принимаются достаточные меры для противодействия этому явлению на уровне школ и родительских сообществ?
Учителя пытаются противостоять буллингу, но недостаточно, потому что не обладают хорошей системой знаний, умений и навыков по противодействию буллингу. Кроме того, нет единой, специальной, хорошо проработанной программы, которая бы на постоянной основе применялась в школах. Как правило, нет нормативных актов, регламентирующих деятельность учителя в ситуации буллинга, на которые могли бы опираться учителя. Поэтому я считаю, что взрослые делают недостаточно и, как я уже выше говорила, процент учеников, которые сталкиваются с травлей в пензенских школах, остается высоким. Нужно серьезно готовить будущих и действующих учителей, школьных психологов и социальных педагогов к противодействию этому явлению, разрабатывать комплексную программу профилактики буллинга именно в школе. Здесь должны работать и учителя, и администрация школы, и родители — все должны вносить свой вклад в профилактику этого явления.
Как родители могут на раннем этапе понять, что их ребенок, возможно, стал жертвой травли?
Смотреть на изменения в поведении ребенка. Он может стать грустным, приходить домой без каких-то элементов одежды, у него могут стать мятыми учебники, он может начать задерживаться после школы, потому что бывают ситуации, когда агрессоры подстерегают свою жертву после уроков и начинают издеваться. Серьезный сигнал - если ребенок не хочет идти в школу и придумывает разные отговорки - «болит живот», «кажется, у меня температура».
На что стоит обращать внимание учителям?
На резкое ухудшение успеваемости. Например, пришел новенький мальчик, который в прежней школе был отличником. Тут он проучился две четверти на том же уровне, а потом вдруг пошли тройки. Это повод насторожиться и попытаться выяснить в чем дело. Если учитель видит, что ребенок все время сидит за партой один и никто с ним общается, что его не берут в совместные игры, оставляя в социальной изоляции. На такие вещи тоже нужно обратить внимание и отреагировать.
Сама жертва буллинга может как-то переломить ситуацию без помощи родителей?
Это очень сложно, многое зависит от характера человека. Есть те, кто закрываются и молчат, есть агрессивные школьники, которые начинают отмахиваться от любой помощи со стороны и пытаются решить проблему своими силами. Легче предупредить буллинг. Если родители видят, что их ребенок замкнутый, нужна работа с психологом, нужно поднимать самооценку, развивать навыки коммуникации с другими учениками. Вообще, чтобы дать какой-то дельный совет жертве буллинга, нужно понять, в чем причина травли и исходить из конкретного случая.
Вы бы посоветовали ребенку сразу рассказать родителям или учителю о том, что его травят в школе?
Если над ним издеваются постоянно, скажем хотя бы 2-3 случая за короткий период произошло, конечно, об этом нужно сообщить взрослым. Единственное, сделать это нужно так, чтобы остальные ребята не видели, иначе его будут считать ябедой. В любом случае сообщать о буллинге родителям и учителям надо, потому что обычно дети не справляются сами с этой ситуацией, и все только ухудшается.
