Александр Анащенко: технологичность стала базовой человеческой потребностью
Председатель Поволжского банка Сбербанка Александр Анащенко в интервью «Пенза-Взгляд» рассказал, что высокие технологии дают жителям Пензенской области и почему Сбер наращивает инвестиции в искусственный интеллект.
Александр Григорьевич, вы уже пять лет руководите Сбером в Поволжье. Видно, что за эти годы фокусы банка сместились. Расскажите, как и почему они менялись?
— За это время мир существенно изменился: произошёл настоящий бум искусственного интеллекта, расцвет блокчейн технологии, широко применяются AR и VR-технологии дополненной и виртуальной реальности, интернет вещей стал обыденностью, например, телевизоры и музыкальные колонки с виртуальными ассистентами. Технологичность стала базовой человеческой потребностью.
Сбер одним из первых в стране взял курс на цифровизацию. Мы прошли ИИ-трансформацию, сделали ставку на создание собственных технологий. Мы не видели другого пути, потому что от качества наших услуг и сервисов зависит более 107 миллионов людей — жителей нашей страны.
Насколько я знаю, в сентябре Сбер признан самым инновационным банком России по итогам первого полугодия 2023 года (по версии Sk Fintech Hub). Как инновационность Сбера могут «прочувствовать» пензенцы?
— Расскажу на примере семьи. Допустим, семьи Кузнецовых.
Почему Кузнецовых?
— Кузнецовы — самая распространённая фамилия среди наших клиентов в Пензенской области. Так вот представим обычную пензенскую семью: мама и папа, которым примерно по 47 лет, дети – студент вуза и школьник, дедушка и бабушка пенсионного возраста. А ещё, как у каждого пятого жителя региона, у нашей семьи есть домашнее животное* — кот.
Нашему дедушке звонят мошенники и говорят, что они «сотрудники банка», задают вопросы о его счетах и персональных данных. К счастью, представитель старшего поколения киберграмотный человек: он читает новости, знает о новых уловках мошенников, о которых рассказывает Сбер в библиотеке знаний «Кибрарий», на канале «Осторожно, мошенники!», в приложении СберБанк Онлайн, в Telegram-канале и соцсетях. Поэтому он быстро заподозрил неладное и сообщил номер телефона мошенников в Сбер через сервис «Сообщи о мошенничестве». Команда кибербезопасности банка после проверки внесла номер телефона в базу, чем уберегла более доверчивых людей от мошенников. Кстати, жалобу можно оставить также на звонки и сообщения из мессенджеров, адреса электронной почты, фишинговые сайты и мошеннические электронные кошельки. Клиентом банка для этого быть необязательно.
Скажу, что борьба с киберпреступностью — одно из приоритетных направлений Сбера. Для этого мы создали антифрод-платформу, которая работает в режиме 24х7 и выявляет подозрительные операции, оценивая поведенческие паттерны клиентов. Также мы договорились с ключевыми операторами сотовой связи об объединении с их антифрод-системами, что позволяет идентифицировать мошеннические звонки в момент проведения операции клиентом. В результате 99,5% преступных операций предотвращаются в режиме онлайн.
С киберпреступностью разобрались. А в каких ещё ситуациях жители Пензенского региона сталкиваются с технологичными сервисами Сбера?
— Допустим, что бабушке семьи Кузнецовых нужно пройти ежегодную диспансеризацию, чтобы получить актуальную информацию о состоянии своего организма. Она проживает в Земетчино и обращается в районную больницу, где проходит обследование сердца при помощи аппаратно-программного комплекса «MDDC Кардио» компании СберМедИИ. В телеэлектрокардиограф встроен алгоритм на базе искусственного интеллекта для обработки ЭКГ. Данные ЭКГ автоматически обрабатываются ИИ — алгоритм определяет амплитудно-временные параметры пациента, по которым врач делает заключение. Благодаря подключению к интернету можно оперативно направить исследование на верификацию профильным врачам центральных больниц региона и получить от них рекомендации по лечению, маршрутизации и наблюдению пациента.
«MDDC Кардио» уже доказал свою эффективность: например, с октября 2022 Земетчинской районной больницей при помощи этого комплекса проведено свыше 4000 обследований. Всего в рамках сотрудничества с областным правительством мы оснастили пензенские больницы и фельдшерско-акушерские несколькими десятками таких аппаратов. Также медучреждения Пензы используют «Цифровые ФАПы» — аппаратно-программный комплекс, который позволяет получать результаты лабораторных и инструментальных исследований в режиме реального времени, а благодаря встроенной системе ИИ помогает медицинскому работнику поставить предварительный диагноз.
Кратко скажу, что Сбер сейчас плотно работает с региональными властями по цифровой трансформации и внедрению искусственного интеллекта в ключевые сферы, такие, как образование, туризм, ЖКХ, культура, экология и дорожное строительство. Сбер делится экспертизой, помогает «вшить» технологичные решения в государственные и муниципальные сервисы, чтобы повысить качество жизни людей.
Мы сейчас с вами говорим о глобальных, небанковских проектах. Только в таких крупных вещах Сбер применяет свои технологичные решения?
— Конечно нет. Мы бы не могли делиться опытом и технологиями, если бы сами не прошли цифровую и ИИ-трансформацию. Сейчас свыше 75% процессов в Сбере совершаются при помощи искусственного интеллекта. Он участвует в выполнении задач, которые раньше в банке решал человек: какой продукт предложить конкретному клиенту, как выстроить оптимальный маршрут для инкассации, что ответить клиенту в чат-боте или контактном центре, какое число сотрудников должно быть в определённом офисе банка, к примеру, утром во вторник. Нейросеть Сбера Kandinsky открывает новые возможности для творчества, а сервис GigaChat может стать верным помощником в решении бытовых вопросов.
Наши цифровые решения в разы улучшают клиентский опыт. Например, папа семьи Кузнецовых, который, как и большинство пензенцев, предпочитает передвигаться на авто*, решил взять кредит на покупку новой машины. Он может оформить и получить его онлайн, не отвлекаясь от повседневных задач. Онлайн-кредитование — это абсолютная норма сейчас, об этом говорит статистика. Так, если в 2018 пензенцы оформляли кредиты онлайн лишь в 21% случаев, то сейчас эта цифра возросла до 82%. Объём кредитных средств, которые за 9 месяцев этого года получили пензенцы онлайн, составляет 12,3 млрд рублей.
Причём по цифровым каналам Сбер помогает получить как небольшие суммы, например, оформить «Деньги до зарплаты» и занять у банка до половины месячного заработка сроком на 30 дней, так и крупный капитал на развитие предприятия с помощью интернет-банка СберБизнес. Так, крупный, средний, малый и микробизнес Пензенской области с начала года получил 5,1 млрд рублей онлайн, в 3,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.
Мы развиваем не только онлайн-кредитование: при помощи цифровых каналов наши клиенты могут открыть вклад, инвестировать, зарегистрировать бизнес и открыть расчётный счёт. Перечислять возможности можно бесконечно, главное, что все технологичные решения Сбера помогают экономить время, деньги и управлять ресурсами.
Экономить? Каким образом?
— Использовать комплексные сервисные решения, такие как подписка СберПрайм. Мы объединили наши самые популярные продукты в подписки СберПрайм и СберПрайм+, включив в них онлайн-кинотеатр Okko, доставку продуктов из СберМаркета или Самоката, Hi-Fi-стриминг Звук, облачное хранилище, мобильную связь и другие.
СберПрайм помогает не запутаться в многообразии подписок на рынке, использовать на выгодных условиях сервисы и продукты Сбера, а также получать индивидуальные скидки и бонусы. Наша семья уже несколько лет пользуется СберПрайм+, что позволяет им ежегодно экономить до 50 тысяч рублей. В качестве подарка на прошлый новый год Кузнецовы подарили старшему поколению подписку СберПрайм, чем помогли им сэкономить порядка 20 000 рублей.
Напомню про программу лояльности СберСпасибо. Бонусы СберСпасибо можно копить и обменивать на скидки у компаний-партнёров и реально экономить. Например, жители Пензенской области за 10 месяцев 2023 года оплатили бонусам товары и услуги на сумму почти 375 млн рублей. Больше всего бонусами оплачивали товары в супермаркетах, кафе и ресторанах, в магазинах одежды и обуви.
Про экономию времени и денег понятно, а что насчёт управления ресурсами?
— Например, сделать апгрейд своего дома с помощью умных устройств Sber. Это и ТВ-приставка SberBox, смарт-дисплей SberPortal, колонки SberBoom, умные лампы, розетки, хаб и датчики. Ими можно управлять удалённо через мобильное приложение или голосом с помощью виртуального ассистента Салют. Например, попросите Салют включить музыку, найти ответ на вопросы в интернете, изменить яркость в освещения в спальне. А по дороге на работу всегда можно проверить и, если забыли, отключить дома свет, розетку с обогревателем, узнать уровень влажности в комнате и многое другое. Протестировать девайсы можно в офисах нового формата Сбера. Один из них расположен на улице Пушкина, 15. Помимо девайсов, в офисе также можно получить посылку, купить лекарства.
Вы уже упоминали, что готовы делиться своим опытом с бизнесом и госсектором. А как насчет подрастающего поколения?
— Спектр огромный — от обучения до поддержки при создании стартапа, ярче всего это прослеживается на примере школьного и студенческого акселераторов Сбера. Акселерация проводится в два этапа: первый этап состоит из онлайн-лекций и практических заданий. На втором этапе участники объединяются в команды и работают с персональным наставником для превращения идеи в реальный бизнес-проект. По итогам работы лучшие команды представляют свои проекты руководству Сбера, бизнес-ангелам и ректорам российских вузов на демодне. Победители и призёры суперфинала могут претендовать на гранты от партнёров акселератора, грант Президента РФ для магистрантов, а также на бизнес-поддержку проекта со стороны Сбера после завершения программы. Сейчас как раз идет регистрация участников на четвертый поток. Дети семьи Кузнецовых уже подали заявки.
Вот ещё пример. Ежегодно Сбер проводит AI Journey — крупнейшую международную конференцию в сфере развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Это площадка, где собираются ведущие эксперты, представители бизнеса, органов власти. Участники делятся опытом, передовыми решениями, трендами в области ИИ. Отдельный трек конференции называется AIJ Junior и проводится специально для школьников, где им доступным языком рассказывают про ИИ. Такая проактивная работа позволяет рассчитывать на то, что еще со школы можно воспитать будущих технологических предпринимателей, зажечь в ребятах интерес к науке, искусственному интеллекту и новым открытиям. Для того, чтобы со временем ребята смогли приносить пользу нашей стране и обществу, а их семьи могли гордится ими.
*На основе агрегированных и обезличенных данных СберАналитики
Реклама. ПАО Сбербанк. Erid:LdtCKY8Wj