Преподаватель ПГУ Ольга Романовская: «Студенческие годы - время, когда можно реализовывать себя и совершать ошибки»
О сложном в профессии педагога, способах справиться со стрессом на работе и особенностях современных студентов журналисту портала «Пенза-Взгляд» рассказали преподаватели ПГУ супруги Ольга и Георгий Романовские.
2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, цель которого заключается в том, чтобы привлечь внимание к профессии преподавателя и воздать должное уважение людям, всецело посвящающим свою жизнь обучению, воспитанию и всестороннему развитию детей и молодежи, помогая им в поиске своего профессионального пути.
Не так часто встречаются семьи, где муж, жена и сын посвятили свою жизнь преподаванию. Ольга Валентиновна — завкафедрой «Государственно-правовые дисциплины», а Георгий Борисович — завкафедрой «Уголовное право» Пензенского госуниверситета. Оба доктора юридических наук. Их сын Владислав окончил юридический факультет и также связал свою жизнь с преподаванием в юридическом институте.
— Расскажите, где вы учились и интересовала ли вас изначально та сфера деятельности, в которой сейчас работаете?
Георгий Романовский: Я закончил обыкновенную 57-ю школу в городе Пензе с золотой медалью. После школы поступил в Мордовский государственный университет, потому что в 1989 году он был ближайшим местом, где можно было получить юридическое образование. Там прошли 5 лет обучения, и там же произошла встреча с супругой, с которой мы учились на одном курсе. Что касается юриспруденции, то не скажу, что сильно ею интересовался в школьные годы. Более того, в тот момент больше на слуху были технические профессии, а юриспруденция не находилась в числе передовых. Только позже ее престижность стала резко расти.
Ольга Романовская: Я училась в обычной школе №19 в городе Саранск и всегда была веселым и общительным ребенком, занималась много лет танцами и не думала о юриспруденции. После школы поступила в университет и считаю, что на выбор такой профессии меня в большей степени направили родители, но я никогда об этом не жалела.
— Георгий Борисович, а в вашем случае вы сами решили или родители сыграли роль?
Георгий Романовский: Сложно сказать, не помню, чтобы они меня подталкивали к юриспруденции. Изначально они хотели видеть меня военным, а точнее военным юристом. В военный вуз я не смог поступить по возрасту, мне было 16 лет. Поэтому поступил в гражданский.
— Для вашего сына выбор профессии стал самостоятельным решением, или вы его направили в эту сферу?
Ольга Романовская: Мы на него не давили. Он развивался в разных направлениях, рисовал, занимался тхэквондо. Возможно, на выбор профессии повлияло то, что он с детства видел нашу работу. Наше предпочтение было связано с получением медицинского образования, ведь «в каждой семье должен быть свой врач». В итоге он выбрал свой профессиональный путь. Мы его всегда поддерживаем и гордимся им.
— Помните ли вы свое первое занятие, проведенное в качестве преподавателя?
Ольга Романовская: Моя профессиональная деятельность началась в качестве нотариуса. Коллеги-друзья предложили мне попробовать себя в качестве преподавателя, я согласилась. Первое занятие проводила у заочного отделения. Это были очень взрослые люди, военнослужащие, причем старший воинский состав, а мне на тот момент было 23 года. Меня буквально втолкнули в эту аудиторию и закрыли дверь. Тем не менее первый опыт преподавания прошел достаточно неплохо. С некоторыми из тех студентов мы общаемся до сих пор.
Георгий Романовский: Впечатление от самого первого занятия в качестве преподавателя я не помню. В целом, не скажу, что было сложно. В тот момент мне попались второкурсники, спокойная и хорошая группа. Общее впечатление о первых моих студентах было самое приятное. Я тогда был у них еще и куратором. Они приглашали меня на разные мероприятия, чаепития устраивали.
— Есть у вас студенты или, возможно, группы, которые больше всего запомнились?
Ольга Романовская: Наверное, это те студенты, с кем началась работа в качестве преподавателя. Это был курс, две группы, где ребята не просто хотели учиться, но и реализовываться творчески. Они участвовали во всех мероприятиях, всегда приглашали педагогов. Это было очень интересное и запоминающееся время.
— Как относитесь к тому, что студенты пропускают пары из-за университетских мероприятий и подготовки к ним?
Ольга Романовская: Спокойно. Главное, чтобы не злоупотребляли этим и не лукавили. Мы тоже были студентами и поэтому все понимаем. Студенческие годы — самое лучшее и беззаботное время, когда можно реализовывать себя и совершать ошибки.
— Что вы можете назвать самым сложным в вашей работе?
Ольга Романовская: Общение. Неважно будь это маленькие или взрослые люди, мальчики или девочки, общение является самым сложным. Общение — это тот материал, который имеет ценность во все времена. Выстраивание отношений с разными людьми всегда самый сложный момент. На жизненном пути встречались и встречаются совершенно разные люди, но порой даже мимолетное общение заполняло в жизни то пространство, которое позволяло нам состояться в профессии и в жизни.
— Что вы делаете, когда у вас происходит «выгорание»?
Георгий Романовский: Надо отвлекаться, ходить в театры, заниматься тем, что доставляет удовольствие. У каждого есть свое хобби. Необходимо кардинально менять сферу деятельности.
Ольга Романовская: Можно съездить на дачу, сходить в лес и помолчать. Момент одиночества имеет свою ценность, иногда надо закрыться и отдохнуть. Помогают также занятия физическим трудом или просмотр хороших фильмов, но обязательно без сильной эмоциональной нагрузки, а то потом придется отдыхать еще и от самого кино.
— А как вы относитесь к дистанционной системе обучения?
Георгий Романовский: Дистант в некотором смысле расширяет возможности. К примеру, мы никогда не принимали участие в стольких научных мероприятиях, как в то время. Нам даже приходилось отсекать некоторые предложения, потому что их было слишком много.
Ольга Романовская: За тот период нам удалось многие научные дела привести в порядок, завершить какие-то работы, запустить их в свет для научной общественности.
Георгий Романовский: Конечно, для образовательной деятельности дистанционная система не так удобна, как для научной. В этом случае необходимо общение со студентами глаза в глаза, ведь многим важно, чтобы преподаватель мог подойти и объяснить материал, указать на ошибки, это определенная специфика работы. Компьютеры такого не позволяют. Ни одна машина не заменит эмоции и живое общение.
— Сейчас часть студентов категорически не желает участвовать в университетских мероприятиях, форумах, научно-практических конференциях. Как вызвать интерес молодежи к этой деятельности?
Ольга Романовская: Молодежь сейчас такая, какая есть, и этим хороша. В первую очередь, это дети своего времени, и им необходимо видеть, что они нужны и будут востребованы, они должны видеть свое будущее. Молодое поколение остро чувствует фальшь. Когда они поймут свое место в этой жизни и ощутят поддержку старшего поколения, начнут сами идти навстречу. Движение всегда должно быть встречным.
Георгий Романовский: Сейчас дети привыкли воспринимать весь мир через современные гаджеты, влияющие на их мышление. Нельзя говорить, что они плохие, а вот мы были лучше. Они – дети современных технологий. Долгое время преподавание шло по классическим канонам, например, лекция должна проходить в формате начитки текста. Современным студентам такая методика не подходит. Необходимо включать новые возможности. Самое простое — небольшие видеоролики, презентации.
— По прошествии лет, вы можете сказать, что вам все еще нравится ваша работа или вы выбрали бы другую профессию?
Ольга Романовская: Нельзя возвращаться в прошлое, надо двигаться вперед. Кардинально менять профессию точно не стали бы. Возможно, учли бы какие-то уроки, посвятили больше времени изучению чего-то, что долго откладывали. Знаете, как бывает, думаешь, к примеру: «Можно было бы и язык иностранный выучить».
— Что бы вы хотели пожелать сегодняшним студентам?
Ольга Романовская: Счастья, здоровья, любви, радости. Чтобы все дети росли любимыми, ведь если человек получил всю родительскую любовь, он обязательно будет процветать.